Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 12

Тема. Старые и новые слова в украинском языке. Перевод текста. Произношение и написание слов шофер, телевизор

 

Цель: продемонстрировать учащимся, что язык - живой организм, который постоянно совершенствуется и развивается; познакомить детей со способами развития и обогащения языка; развивать речь и обогащать активный словарный запас учащихся; воспитывать желание изучать язык и языковые явления, быть патриотом своего Отечества.

Оборудование: рисунок казака, этимологический и толковый словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания (упражнение 55)

- Прочитайте слова в том порядке, в котором вы их записали.

- Можно ли считать этот порядок алфавитным? Почему?

- Расскажите, о чем вы узнали из текста упражнения.

- А почему украинский, русский и белорусский языки так похожи?

 

III. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Соедините слова с их звуковыми моделями:

 

 

- Что называет каждое из этих слов?

- Почему слово молотилка вам не знакомо? Как вы думаете?

(Учитель объясняет детям значение этого слова.)

 

IV. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы узнаем, почему в языке есть много слов, значение которых нам не понятно, а также поговорим о том, как развивается наш язык.

 

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная работа (упражнение 58)

- Почему слова керогаз, примус и много других сейчас нам не понятны? (Потому что из нашего обихода исчезли эти предметы.)

- Как вы думаете, какие из приведенных слов появились в языке относительно недавно и почему? (Потому что в нашем обиходе появились новые вещи.)

- Итак, получается, что наш язык не является статичной, она находится в постоянном развитии.

Прочитаем об этом дополнительный теоретический материал на с. 27.

2. Работа со словарными словами

- Прочитайте слова в рамках. Что они обозначают?

(Учитель зачитывает значение слов шофер и телевизор с этимологического и толкового словарей.)

- К какой группе - новых или старых - принадлежат эти слова? Объясните почему.

- Составьте и запишите предложения, которые бы объясняли значение этих слов.

- Как вы думаете, на какие буквы следует обратить внимание, чтобы правильно писать эти слова?

- Напишите строчку этих слов, подчеркивая буквы, которые надо в них запомнить.

3. Историческая страница (упражнение 59)

- Кто это? (Учитель вывешивает рисунок казака.)

- А что вы знаете о казаках?

- Прочитайте тест упражнения 59. Что было для вас новым?

- Как вы думаете, слово казак является историческим наследием языка пришло к нам недавно?

- Прочитайте второй дополнительный теоретический материал на с. 27.

- Какие еще слова возвращаются к нашему языку? Как вы думаете, почему так происходит?

- Задачи 3, 4 выполните самостоятельно, а потом вместе их проверим.

 

VI. Сакріплення и систематизация знаний

1. Развитие речи. Составление перевода (упражнение 59)

- Прочитайте текст упражнения так, что могли его перевести. (Заслушать несколько переводов, отметив их преимущества и недостатки.)

2. Коллективная работа (упражнение 57)

(Задания 1,2 проработать коллективно, задача 3 предложить для самостоятельной проработки. Проверить, индивидуально опросив учеников.)

- А какой язык имеет в виду Владимир Сосюра, называя ее своей?

3. Самостоятельная работа (упражнение 56) с взаимопроверкой

 

VII. Итог урока

Язык является нашим родным? Почему?

- Почему ее называют государственным?

- В чем выражается наша любовь к родному языку?

- Что было новым для вас сегодня на уроке?

- Выберите из приведенных на доске слов те, которые рассказывают об историческом прошлом страны.

Мяч, экскаватор, чумак, костер, радио, всадник, атаман, пшеница.

- Как вы понимаете их значение?

- Обратите еще раз особое внимание на произношение и написание слов шофер, телевизор.

 

VIII. Домашнее задание с инструктажем

Дополнительный теоретический материал на с. 27, упражнение 60.