Урок 12
Тема. Старые и новые слова в украинском языке. Перевод текста. Произношение и написание слов шофер, телевизор
Цель: продемонстрировать учащимся, что язык - живой организм, который постоянно совершенствуется и развивается; познакомить детей со способами развития и обогащения языка; развивать речь и обогащать активный словарный запас учащихся; воспитывать желание изучать язык и языковые явления, быть патриотом своего Отечества.
Оборудование: рисунок казака, этимологический и толковый словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (упражнение 55)
- Прочитайте слова в том порядке, в котором вы их записали.
- Можно ли считать этот порядок алфавитным? Почему?
- Расскажите, о чем вы узнали из текста упражнения.
- А почему украинский, русский и белорусский языки так похожи?
III. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Соедините слова с их звуковыми моделями:
- Что называет каждое из этих слов?
- Почему слово молотилка вам не знакомо? Как вы думаете?
(Учитель объясняет детям значение этого слова.)
IV. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем, почему в языке есть много слов, значение которых нам не понятно, а также поговорим о том, как развивается наш язык.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная работа (упражнение 58)
- Почему слова керогаз, примус и много других сейчас нам не понятны? (Потому что из нашего обихода исчезли эти предметы.)
- Как вы думаете, какие из приведенных слов появились в языке относительно недавно и почему? (Потому что в нашем обиходе появились новые вещи.)
- Итак, получается, что наш язык не является статичной, она находится в постоянном развитии.
Прочитаем об этом дополнительный теоретический материал на с. 27.
2. Работа со словарными словами
- Прочитайте слова в рамках. Что они обозначают?
(Учитель зачитывает значение слов шофер и телевизор с этимологического и толкового словарей.)
- К какой группе - новых или старых - принадлежат эти слова? Объясните почему.
- Составьте и запишите предложения, которые бы объясняли значение этих слов.
- Как вы думаете, на какие буквы следует обратить внимание, чтобы правильно писать эти слова?
- Напишите строчку этих слов, подчеркивая буквы, которые надо в них запомнить.
3. Историческая страница (упражнение 59)
- Кто это? (Учитель вывешивает рисунок казака.)
- А что вы знаете о казаках?
- Прочитайте тест упражнения 59. Что было для вас новым?
- Как вы думаете, слово казак является историческим наследием языка пришло к нам недавно?
- Прочитайте второй дополнительный теоретический материал на с. 27.
- Какие еще слова возвращаются к нашему языку? Как вы думаете, почему так происходит?
- Задачи 3, 4 выполните самостоятельно, а потом вместе их проверим.
VI. Сакріплення и систематизация знаний
1. Развитие речи. Составление перевода (упражнение 59)
- Прочитайте текст упражнения так, что могли его перевести. (Заслушать несколько переводов, отметив их преимущества и недостатки.)
2. Коллективная работа (упражнение 57)
(Задания 1,2 проработать коллективно, задача 3 предложить для самостоятельной проработки. Проверить, индивидуально опросив учеников.)
- А какой язык имеет в виду Владимир Сосюра, называя ее своей?
3. Самостоятельная работа (упражнение 56) с взаимопроверкой
VII. Итог урока
Язык является нашим родным? Почему?
- Почему ее называют государственным?
- В чем выражается наша любовь к родному языку?
- Что было новым для вас сегодня на уроке?
- Выберите из приведенных на доске слов те, которые рассказывают об историческом прошлом страны.
Мяч, экскаватор, чумак, костер, радио, всадник, атаман, пшеница.
- Как вы понимаете их значение?
- Обратите еще раз особое внимание на произношение и написание слов шофер, телевизор.
VIII. Домашнее задание с инструктажем
Дополнительный теоретический материал на с. 27, упражнение 60.