Урок 13
Тема. Представление о устная и письменная речь. Культура речи
Цель: расширить и углубить знания детей о речи, ознакомить с видами речи, их особенностями, с правилами культуры устной и письменной речи; развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: рисунки с изображением детей, которые разговаривают и пишут.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 60).
Первый ученик читает выписанные словосочетания.
- Какие слова пришли к нам из древних времен? Найди их в тексте.
Второй ученик читает составленную рассказ.
- Какую речь мы называем родным?
- Как ее еще называют?
- Посмотрите на эти рисунки и расскажите, что делают ученики.
(Учитель вывешивает на доске два рисунка: на первом дети разговаривают, на втором - пишут.)
- А как об этом можно сказать одним словом? Правильно ли говорить, что все они разговаривают?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем о том, как можно общаться, как это делать правильно и культурно.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Самостоятельная работа с правилом (с. 29)
- Прочитайте правило.
- О чем вы узнали из него?
- Поэтому можно сказать, что все дети разговаривают? (Да, но делают они это по-разному.)
- Тогда можно сказать, что наша речь бывает двух видов? Каких именно? (Устное и письменное)
Учитель обращает внимание детей на опорную схему и просит дополнить ее.
- Какую учебную деятельность можно отнести к устной речи? А к письменной?
Схема приобретает такой вид:
2. Коллективная устная работа (упражнение 61)
Задача проработать письменно.
- Какими видами речи вы пользовались?
- А в чем разница между ними?
3. Работа в парах (упражнение 62)
Проверка - опрос пары.
- Каким видом речи вы пользовались при выполнении задания 2?
- А пользовались вы вправе в устной речью? Когда?
V. Закрепление изученного материала
1. Коллективная работа с дополнительным теоретическим материалом (с. 30) После ознакомления с ним учитель предлагает учащимся задуматься, всегда ли их речь соответствует правилам.
- Что вам нужно изменить, чтобы ваше вещание стало культурным?
2. Минутка чистопису
- Потренируйтесь в каліграфічному писании по образцам на с. 30. Проверка - взаємоперевірка.
- Кому удалось выполнить требования к письменной речи?
- А как вы понимаете значение слова где-не-где?
3. Поисковая работа (упражнение 63)
- Прочитайте текст. Кто понял значение слова где-не-где? Задачи 2, 3 проработать устно коллективно.
- Какой из текстов более художественный и выразительный? Почему?
Задача 4 предложить для самостоятельного выполнения.
- Вы соблюли требования культурной речи? В чем это выразилось?
VI. Итог урока
- Какие виды речи вы знаете?
- В чем между ними разница?
- Какие виды учебной деятельности относятся к устной, письменной речи?
- Какие правила культурной речи вы запомнили? (Если позволяет время, устно коллективно проработать упражнение 64.)
VII. Домашнее задание
Дополнительный теоретический материал на с. 30, упражнение 65, повторить словарные слова.