Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 11

Тема. Понятие о родном языке. Родство украинского языка с русским и белорусским

 

Цель: выяснить понятие «родной язык», ознакомить с языками других народов; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умения сотрудничать в группах; воспитывать любовь к родному языку и уважение к языкам других народов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Проверка выполнения упражнения 49

Первый ученик зачитывает составленные предложения, поясняет правила оформления предложений на письме.

Второй ученик в это время записывает на доске слова и подбирает к ним звуковые модули.

2. Словарная работа

- Как эти вещи можно назвать одним словом? (Предметы, инструменты)

- Обратите внимание на написание слова предмет. На что необходимо обратить особое внимание? (На букву е)

- Напишите строчку этого слова, подчеркивая букву е.

- Хочу подчеркнуть еще и на том, что это слово имеет не одно значение. Оно может обозначать не только любую вещь, но и науку. Например, мы говорим: «В школе я изучаю различные предметы», имея в виду изучение различных наук.

- Запомните написание слова предмет.

 

III. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Образуйте пары, определите закономерность.

Украинцы французский

белорусы немецкая

россияне белорусская

немцы украинская

французы русский

- Устно составьте предложение с одним из пары слов.

- Какой вывод можно сделать из составленных вами предложений? (Каждый народ имеет свой родной язык.)

 

IV. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы с вами выясним понятие родной язык, познакомимся с языками, родственными с украинским.

 

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Беседа

- Может ли англичанин разговаривать на французском языке?

- А украинец - английски?

- А можно эти языки считать их родными? Почему?

- А какие же языка для них родные?

- В чем же разница между родным и неродным языками?

- А какая речь наша родная? Как к ней надо относиться и почему?

- А в других языках? Почему?

2. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 50)

- Какие языки являются близкими к украинской? Почему? (Потому что они происходят от древнерусского языка, как три побега из одного корня.)

- А как вы думаете, в чем эта близость выражена?

3. Физкультминутка

 

VI. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективное проработки упражнения 53

(Задания 1 и 3 проработать устно, задание 2 - письменно, прокомментирована.)

- Почему нам легко было отгадать эту загадку?

- А какая речь еще близка к украинской?

2. Работа по вариантам (упражнение 52)

(После ознакомления с задачей предложить продолжить работу по вариантам.)

I вариант - карандаш;

II вариант - утка;

III вариант - зозуля.

Трое учащихся работают у доски.

- Что нужно знать, чтобы правильно делить слово на слоги?

- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Сколько слогов в каждом слове?

- Кому удалось выполнить задание без ошибок?

3. Развитие речи (упражнение 54)

- Прочитайте считалку. Где ее можно использовать?

- А для этого изучим ее наизусть. Но сначала обратите внимание на произношение слов придется, хмурится. Потренируйтесь в произношении этих слов.

(Задания 2, 3 проработать коллективно, устно. Задача 3 проработать письменно или организовать устное соревнования.)

 

VII. Итог урока

1. Беседа

- О чем мы сегодня вели разговор?

- Какую речь мы называем родным? Почему?

- Какие языки мира близки к нашей? Почему?

- Как следует относиться к родному языку? А к языкам других народов?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Текст упражнения 55 продолжит знакомить вас с родственными языками. Вы его прочитаете.

- Прочитайте задание 2, 3. Какое из приведенных слов вы запишете первым? А последнее?

 

VIII. Домашнее задание

Упражнение 55.