Урок 11
Тема. Понятие о родном языке. Родство украинского языка с русским и белорусским
Цель: выяснить понятие «родной язык», ознакомить с языками других народов; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умения сотрудничать в группах; воспитывать любовь к родному языку и уважение к языкам других народов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Проверка выполнения упражнения 49
Первый ученик зачитывает составленные предложения, поясняет правила оформления предложений на письме.
Второй ученик в это время записывает на доске слова и подбирает к ним звуковые модули.
2. Словарная работа
- Как эти вещи можно назвать одним словом? (Предметы, инструменты)
- Обратите внимание на написание слова предмет. На что необходимо обратить особое внимание? (На букву е)
- Напишите строчку этого слова, подчеркивая букву е.
- Хочу подчеркнуть еще и на том, что это слово имеет не одно значение. Оно может обозначать не только любую вещь, но и науку. Например, мы говорим: «В школе я изучаю различные предметы», имея в виду изучение различных наук.
- Запомните написание слова предмет.
III. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Образуйте пары, определите закономерность.
Украинцы французский
белорусы немецкая
россияне белорусская
немцы украинская
французы русский
- Устно составьте предложение с одним из пары слов.
- Какой вывод можно сделать из составленных вами предложений? (Каждый народ имеет свой родной язык.)
IV. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы с вами выясним понятие родной язык, познакомимся с языками, родственными с украинским.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа
- Может ли англичанин разговаривать на французском языке?
- А украинец - английски?
- А можно эти языки считать их родными? Почему?
- А какие же языка для них родные?
- В чем же разница между родным и неродным языками?
- А какая речь наша родная? Как к ней надо относиться и почему?
- А в других языках? Почему?
2. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 50)
- Какие языки являются близкими к украинской? Почему? (Потому что они происходят от древнерусского языка, как три побега из одного корня.)
- А как вы думаете, в чем эта близость выражена?
3. Физкультминутка
VI. Закрепление и систематизация знаний
1. Коллективное проработки упражнения 53
(Задания 1 и 3 проработать устно, задание 2 - письменно, прокомментирована.)
- Почему нам легко было отгадать эту загадку?
- А какая речь еще близка к украинской?
2. Работа по вариантам (упражнение 52)
(После ознакомления с задачей предложить продолжить работу по вариантам.)
I вариант - карандаш;
II вариант - утка;
III вариант - зозуля.
Трое учащихся работают у доски.
- Что нужно знать, чтобы правильно делить слово на слоги?
- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Сколько слогов в каждом слове?
- Кому удалось выполнить задание без ошибок?
3. Развитие речи (упражнение 54)
- Прочитайте считалку. Где ее можно использовать?
- А для этого изучим ее наизусть. Но сначала обратите внимание на произношение слов придется, хмурится. Потренируйтесь в произношении этих слов.
(Задания 2, 3 проработать коллективно, устно. Задача 3 проработать письменно или организовать устное соревнования.)
VII. Итог урока
1. Беседа
- О чем мы сегодня вели разговор?
- Какую речь мы называем родным? Почему?
- Какие языки мира близки к нашей? Почему?
- Как следует относиться к родному языку? А к языкам других народов?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
- Текст упражнения 55 продолжит знакомить вас с родственными языками. Вы его прочитаете.
- Прочитайте задание 2, 3. Какое из приведенных слов вы запишете первым? А последнее?
VIII. Домашнее задание
Упражнение 55.