Урок 12
Тема. Текст-рассуждение
Цель: расширить представление детей о типах текстов, выделить характерные признаки текста-рассуждения, его структурные особенности, учить составлять текст-рассуждение; развивать внимательность, умение работать по образцу; воспитывать желание учиться, вырабатывать сознательное и ответственное отношение к учебе.
Оборудование: толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальный опрос (за упражнением 42)
Учащиеся зачитывают составленные диалоги.
2. Фронтальное опрос
- Какие типы текстов вы составляли?
- А какие тексты еще существуют?
- Объясните разницу между текстом-рассказом и текстом-описанием.
3. Работа со словарным словом
М_х_н_зм
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Найдите его значение в толковом словаре.
- Запишите транскрипцию этого слова.
- Найдите в слове орфограми, которые могут стать причиной ошибки. Прочитайте слово орфографически. Внесите в словарик.
- Подберите обднокоренное слово, которое называет человека, который следит за работой механизмов, чинит их. (Механик)
- Можно учитывая написание слова механизм предусмотреть орфограми в слове механик?
- Внесите слово к словничка.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Работа по таблице «Типы текстов».
Игра «Знатоки»
? |
? |
? |
Рассказываем о каком-то событии |
Рассказываем о внешний вид предмета или лица |
Хотим доказать или опровергнуть какой-то факт |
Что случилось? |
Какой? |
Почему? |
- Восстановите таблицу.
- Какое название вы дали бы таким текстам?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с новым типом текста, его структурными особенностями.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Самостоятельная работа с упражнением 41(1)
- Прочитайте текст упражнения 43.
- Какова цель этого текста? Что хотел нам доказать автор?
- Прочитайте правило на с. 23.
Устно коллективно проработать задание 41 (2).
- Так с каким типом текста мы ознакомились?
- Какова цель таких текстов?
- Какова структура таких текстов?
2. Дополнительное задание
- Найдите и выпишите предложение, в котором есть словарное слово.
- Что вы можете рассказать о написании этого слова?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах Упражнение 44 (1, 2, 3).
Дополнительное задание
Разобрать за членами предложениями 3-е предложение.
- Что интересного заметили? (Два присудки)
2. Развитие речи (за упражнением 45)
Составить коллективно (устно) и записать в тетради текст-рассуждение по предоставленной схеме.
VI. Итог урока
1. Подведение итога путем постановки вопросов
- Подумайте, какие вопросы по материалу сегодняшнего урока вы могли бы задать своим товарищам.
2. Комментарий к домашнему заданию
VII. Домашнее задание
С. 23, правило; упражнение 46.