Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 11

Тема. Текст-описание

 

Цель: продолжать знакомить детей с типами текстов с их целью, выделить характерные признаки текста-описания, учить составлять текст-описание; развивать речевые умения, расширять активный словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к будущему, уважение к старшим.

Оборудование: подборка портретов, осенний пейзаж.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (упражнение 38)

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Орфографическая разминка

- Запишите под диктовку: впереди, ежечасно, осенью, ежедневно, до свидания, ежедневно.

- Какие слова сегодня приведены в словарному диктанте?

- Проверьте себя по словарю.

2. Работа с произведениями изобразительного искусства

- Выберите полотно, к которому может подойти одно из словарных слов. Объясните свой выбор. (Осенний пейзаж - такое можно увидеть осенью.)

- А как назвать другие полотна одним словом?

3. Работа со словарным словом

Портрет

Определение особенностей написания и обсуждения их.

- Внесите слово в своих виде словариков.

- Составьте и запишите два предложения со словом портрет так, чтобы в одном оно было подлежащим, а во втором - второстепенным членом предложения.

4. Рассказ учителя

- Но рисовать портреты можно не только красками на холсте. Выдающиеся художники литературного слова могут создать не менее яркие образы и без красок. Как вы думаете, что им может пригодиться?

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать словом. А еще познакомимся с новым типом текста.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная работа (за упражнением 39)

- Какова цель этого текста?

2. Беседа-рассказ

- Можно ли назвать этот текст рассказом?

- Почему? Аргументируйте свою позицию.

- А какова же его цель?

- Такие тексты называются текстами-описаниями.

3. Творческие задания (за упражнением 39)

- Какие чувства вызвал у вас дедушка? Почему?

- Какими художественными средствами писатель достиг такого результата?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Диалог-дискуссия (за упражнением 40)

Одной группе учеников надо найти аргументы в доказательство того, что это текст-описание, а второй - опровергнуть эту точку зрения.

2. Игра «Мыслим и представляем» (дифференцированное задание)

Учитель предлагает детям по выбору выполнить задание: упражнение 41, или составить портрет своего одноклассника, не называя его имени. Затем учащиеся класса пытаются узнать личность, портрет которой был зачитан.

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- С какими текстами мы сегодня познакомились?

- Назовите характерные признаки этих видов текстов.

- Какова цель таких текстов?

2. Комментарий к домашнему заданию