Урок 11
Тема. Текст-описание
Цель: продолжать знакомить детей с типами текстов с их целью, выделить характерные признаки текста-описания, учить составлять текст-описание; развивать речевые умения, расширять активный словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к будущему, уважение к старшим.
Оборудование: подборка портретов, осенний пейзаж.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (упражнение 38)
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Орфографическая разминка
- Запишите под диктовку: впереди, ежечасно, осенью, ежедневно, до свидания, ежедневно.
- Какие слова сегодня приведены в словарному диктанте?
- Проверьте себя по словарю.
2. Работа с произведениями изобразительного искусства
- Выберите полотно, к которому может подойти одно из словарных слов. Объясните свой выбор. (Осенний пейзаж - такое можно увидеть осенью.)
- А как назвать другие полотна одним словом?
3. Работа со словарным словом
Портрет
Определение особенностей написания и обсуждения их.
- Внесите слово в своих виде словариков.
- Составьте и запишите два предложения со словом портрет так, чтобы в одном оно было подлежащим, а во втором - второстепенным членом предложения.
4. Рассказ учителя
- Но рисовать портреты можно не только красками на холсте. Выдающиеся художники литературного слова могут создать не менее яркие образы и без красок. Как вы думаете, что им может пригодиться?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать словом. А еще познакомимся с новым типом текста.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная работа (за упражнением 39)
- Какова цель этого текста?
2. Беседа-рассказ
- Можно ли назвать этот текст рассказом?
- Почему? Аргументируйте свою позицию.
- А какова же его цель?
- Такие тексты называются текстами-описаниями.
3. Творческие задания (за упражнением 39)
- Какие чувства вызвал у вас дедушка? Почему?
- Какими художественными средствами писатель достиг такого результата?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Диалог-дискуссия (за упражнением 40)
Одной группе учеников надо найти аргументы в доказательство того, что это текст-описание, а второй - опровергнуть эту точку зрения.
2. Игра «Мыслим и представляем» (дифференцированное задание)
Учитель предлагает детям по выбору выполнить задание: упражнение 41, или составить портрет своего одноклассника, не называя его имени. Затем учащиеся класса пытаются узнать личность, портрет которой был зачитан.
VI. Итог урока
1. Беседа
- С какими текстами мы сегодня познакомились?
- Назовите характерные признаки этих видов текстов.
- Какова цель таких текстов?
2. Комментарий к домашнему заданию