ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Урок № 13
Тема: Наречие. Правописание изученных наречий
Цель: повторить изученное о наречие, формировать умения определять наречия в предложениях, уместно и правильно употреблять наречия в речи, правильно писать наречия, однозвучное с существительными с предлогами; развивать логическое речи, пам’ять, внимание.
Тип урока: урок повторения изученного.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение ключевых вопросов.
Работа у доски.
Записать предложения. Указать в них слова противоположного значения (антонимы). Какими частями речи они являются? Наречия подчеркнуть.
Сова днем молчит, а ночью кричит. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Высоко летает, да низко садится. Из белого легко сделать черное, но из черного белое тяжело. Ни назад, ни вперед, остается посреди. Где м’мягко стелют, там твердо спать.
Народное творчество.
Беседа.
· Какая часть речи называется наречием? Привести примеры наречий.
· На какие вопросы отвечают наречия?
· Изменяются ли наречия?
III. Выполнение упражнений на повторение.
Выборочный диктант. Выписать наречия.
Посеешь вовремя, то и родит обильно. Лучше яйцо сегодня, чем завтра курица. Так холодно, что если бы не умел дрожать, то замерз бы. Давно уже реки вверх не плыли и калачи на ивах не росли. Как свой пес укусит, то хуже болит. Быстро едешь - тихо понесут. Косо, криво, лишь бы живо.
Народное творчество.
Переписать, вставляя пропущенные буквы. Наречия подчеркнуть.
Тихо над рекой в ніченьку темную спит заколдованный лес. Нежно ш..более он ка..ку таємную. Грустно зітха в..рболіз. (С. Черкасенко.) Мэр..хтить роса вокруг на с..вленной мураве. Солнце, как ч..рванет круг, тихо катится вверху. (В. Лучук.) Люблю черниговскую дорогу в..сною, летом, осенью. (Л. Костенко.) Я босиком иду, чтобы с..мгле дорогой т..пло, словно струя горячий, прямо в сердце ко мне т..кло. (Л. Забашта.) Пл..вли мы вечером л..маном. Моторчик чахкав медленно. (Л. Костенко.) А навстречу не орда, идущий с поля чер..да. Козочка вправо, козочка влево, в нее рога, как ухват. Здесь л..сточок, там л..сточок, схватит, схватит и вскачь! (А. Малышко.) Гончая неожиданно зайца напугал и голосом повел его звонким. Ушастик п..тляє. Эт..рта обратно. Вправо! Влево! Вверх подлетает! Гончая мастерски следует его ч..тае увосени, в месяц л..стопад. (Есть. Гуцало.)
Словарь.
Лиман - залив с морской водой в устье реки или озеро вблизи моря, бухта, гавань, заводи, лагуна, сага, заводок.
Прочитать наречия, правильно их подчеркивая. Два-три наречия ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).
Заново, заново, издалека, свысока, насмешку, одновременно, высоко, зря, навздогад, до сих пор.
Переписать, снимая черту. В каждом слове поставить ударение. Составить предложения с данными наречиями (устно).
К/теперь, над/вечер, на/умышленное, с/высокая, к/захочу.
Творческая работа.
Вспомнить и записать по две пословицы с наречиями. Наречия подчеркнуть.
Образец: Сегодня густо, а завтра пусто. (Род. творческим.)
ИV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Упражнение 70 (письменно), 77(устно).