ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Уроки № 11-12
Тема: Зв’язне речи. Письменный подробный пересказ текста повествовательного характера
Цель: на основе полученных текстологических знаний формировать такие текстотворчі умения, как определение темы и главной мысли текста, коллективное составление его плана, самостоятельный подбор адекватных содержания выразительных средств языка, реализация замысла (воспроизведение исходного текста-образца); воспитывать внимание и любовь к устному народному творчеству, вызывать восхищение такими нравственными качествами, как милосердие, доброта, верность, ответственность; уточнять и обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое и образное мышление, память, вкус к меткого слова.
Оборудование: текст перевода.
Ход урока
И. Сообщение цели и задач урока.
II. Подготовка к работе над переводом (формирование текстотворчих умений в процессе работы над письменным переводом).
Чтение теста учителем.
Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.
Определение темы и главной мысли текста.
Коллективное составление плана текста.
Повторное чтение учителем текста.
ИII. Письменная работа пятиклассников на черновиках. Индивидуальное всовершенствование черновых вариантов перевода. Переписывание отредактированного текста к тетрадей (формирование текстотворчих умений в процессе работы над письменным переводом).
ИV. Подбиття итогов урока.
V. Домашнее задание.
Упорядочить перевод, проверить грамотность написанного са словарем.
Тексты для перевода
1. Легенда о Чумацкий Воз
Чумацкий Воз - это девичьи слезы. Старые люди рассказывают такую легенду.
Когда была страшная засуха. Пересохли пруды, колодцы, родники и ручьи.
У одной девушки заболела мать. Взяла дочь кувшин и пошла искать для матери воды. Три дня и три ночи бродила, а таки нашла источник. За полдня наточила девушка кувшин и побежала домой.
Уже недалеко от села ее встретило семеро больных людей. Они начали умолять девушку, чтобы напоила их. Она дала им напиться. Затем поставила кувшин на землю. К нему подползла собака. И ее пожалела девушка. Напилась собака, а кувшин как-то опрокинула.
И тогда над пустым сосудом запричитала девушка. Слезы ее поднялись вверх семью большими звездами. А дальше пошел такой дождь, что напоил землю и всех людей. (По М. Стельмахом; 120 сл.)
· Объяснить значение слов легенда (произведение фантастически-сказочного характера о происшествии или о жизни и деятельности какого-либо лица), Чумацкий Воз (название созвездия, которое состоит из семи звезд) прозябать.
· Подобрать синонимы к словам заболеть, умолять.
· Составить план (ориентировочный: 1. Чумацкий Воз - это девичьи слезы. 2. Страшная засуха. 3. Девушка ищет воды для больной матери. 4. Лесное источник. 5. Девушка напоила семеро больных. 6. И собаку пожалела девушка. 7. Запричитала над пустым кувшином девушка. 8. Дождь напоил землю и людей.)
· Написать подробный пересказ по плану.
2. Легенда о Пион
Девушка Пион должна выйти замуж, аж умерла ее мать. Осталось на руках невесты шестеро братьев и сестер. Заботы о малышах крепко держали ее в отцовской лачуге...
Пока подрастут дети, жених Пиона отправился в миры. Каждого рокв посылал он суженой вопрос, не пора ли ему возвращаться.
Выросли братики и сестрички. Тут умерла старшая сестра и оставила сирот. И опять полно забот у Пиона...
Проходили годы. Когда всех подняла она на ноги, послала жениху весточку. Днями простаивала в ожидании перед калиткой. Юноша не шел. Зато смерть не задержался...
Как хоронили Пион, с’появился незнакомец. Горько заплакал и посадил на могиле привезенный из дальних краев корешок.
Цветок, выросший на могиле, назвали пионом. Она имеет горьковатый запах, как судьба Пиона. (По А. Давыдовым; 120 сл.)
· Объяснить значение выражений держали заботы; поднять (поставить) на ноги.
· Подобрать синонимы к словам халупа, заботы, медлить.
· Составить план (ориентировочный: 1. Отложено свадьбы. 2. Жених отправился в миры. 3. Новое несчастье. 4. Пион в ожидании. 5. Смерть не задержался. 5. Что незнакомец посадил на могиле. 6. Цветок назвали пионом.)
· Написать подробный пересказ по плану.