Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

 

УРОК № 11

Тема. Развитие связной речи. Типы речи

 

Цель: дать учащимся общее представление о типах речи; научить их определять типы речи, самим составлять высказывания различных типов; совершенствовать речевую культуру; прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Вопросы и задания учащимся.

- Что такое синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Что называется словосочетанием?

- На какие типы делятся словосочетания?

- Сделать разбор словосочетания багряные листья, записать в тетради.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

Представьте, что на следующий день после встречи с НЛО вы пришли в школу и одноклассники начали расспрашивать вас об этом чуде. На вас градом посыпались вопросы:

- Ты видел инопланетян? А какие они?

- Что они делали?

- Почему же они прилетали на Землю?

И вы описывали их, рассказывали, что произошло на месте приземления, высказывали свои предположения, зачем они прилетали.

Каждый раз, в зависимости от цели, содержания и построения, у вас выходили другие высказывания - описание, повествование, рассуждение. Это три типа речи.

2. Работа по учебнику.

Упражнение 84.

Задание: прочитать три текста. Какое из трех вопросов: какой? что произошло? почему? - можно поставить к каждому из текстов? К какому типу и стилю речи они относятся?

3. Беседа с учащимися по таблице учебника «Типы речи».

Упражнение 85.

4. Работа по учебнику.

Упражнение 83.

5. Слово учителя.

Давайте снова вернемся к инопланетянам, о которых упоминали в начале урока. Какой тип речи вы изберете, чтобы рассказать товарищу о том:

- Как выглядит НЛО?

- Почему НЛО прилетал?

- Как это произошло?

Составьте устное высказывание на одну из данных тем.

6. Работа в парах.

Упражнение 88.

Задание: разыграть один из диалогов по представленным началом. Какой тип речи вы выберете.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Беседа с учениками.

- Какие существуют типы речи?

- Какие стили могут использоваться в описательных текстах?

- Каковы особенности текстов-размышлений?

- Какие стили применяются в розповідних текстах?

2. Прослушивание текста.

Задача: определить тип речи.

1) Испокон веков любили украинцы калину. У нее красивый белый цвет, душистый, густой. А еще больше радуют глаз ягоды калины. Стоит вот куст, румяный весь, аж горит.

2) Почему так ценили калину в народе? Потому что она является хорошим лечебным средством от простуды, олицетворением красоты родной земли.

3) Калина не боится, как ее грозди ломают. Она еще ряснее тогда растет. И никакие ветры ее не преодолеют. Про красную калину люди сложили много песен.

(По Д. Чередниченко.)

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 10, упражнение 87.