СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 11
Тема. Развитие связной речи. Типы речи
Цель: дать учащимся общее представление о типах речи; научить их определять типы речи, самим составлять высказывания различных типов; совершенствовать речевую культуру; прививать любовь к природе.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Вопросы и задания учащимся.
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Что называется словосочетанием?
- На какие типы делятся словосочетания?
- Сделать разбор словосочетания багряные листья, записать в тетради.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
Представьте, что на следующий день после встречи с НЛО вы пришли в школу и одноклассники начали расспрашивать вас об этом чуде. На вас градом посыпались вопросы:
- Ты видел инопланетян? А какие они?
- Что они делали?
- Почему же они прилетали на Землю?
И вы описывали их, рассказывали, что произошло на месте приземления, высказывали свои предположения, зачем они прилетали.
Каждый раз, в зависимости от цели, содержания и построения, у вас выходили другие высказывания - описание, повествование, рассуждение. Это три типа речи.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 84.
Задание: прочитать три текста. Какое из трех вопросов: какой? что произошло? почему? - можно поставить к каждому из текстов? К какому типу и стилю речи они относятся?
3. Беседа с учащимися по таблице учебника «Типы речи».
Упражнение 85.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 83.
5. Слово учителя.
Давайте снова вернемся к инопланетянам, о которых упоминали в начале урока. Какой тип речи вы изберете, чтобы рассказать товарищу о том:
- Как выглядит НЛО?
- Почему НЛО прилетал?
- Как это произошло?
Составьте устное высказывание на одну из данных тем.
6. Работа в парах.
Упражнение 88.
Задание: разыграть один из диалогов по представленным началом. Какой тип речи вы выберете.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Беседа с учениками.
- Какие существуют типы речи?
- Какие стили могут использоваться в описательных текстах?
- Каковы особенности текстов-размышлений?
- Какие стили применяются в розповідних текстах?
2. Прослушивание текста.
Задача: определить тип речи.
1) Испокон веков любили украинцы калину. У нее красивый белый цвет, душистый, густой. А еще больше радуют глаз ягоды калины. Стоит вот куст, румяный весь, аж горит.
2) Почему так ценили калину в народе? Потому что она является хорошим лечебным средством от простуды, олицетворением красоты родной земли.
3) Калина не боится, как ее грозди ломают. Она еще ряснее тогда растет. И никакие ветры ее не преодолеют. Про красную калину люди сложили много песен.
(По Д. Чередниченко.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 10, упражнение 87.