СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
УРОК № 10
Тема. Словосочетание
Цель: ознакомить учащихся с понятием о словосочетании; научить их выделять словосочетания среди других сочетаний слов; воспитывать у школьников внимание; прививать любовь к языку.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Синтаксис (греч. связь, построение, соединение) - раздел языкознания, который изучает словосочетания и предложения.
Пунктуация (лат. пунктум - точка) - раздел языкознания, который изучает правила употребления знаков препинания. (Ученики делают записи в тетрадях.)
В синтаксисе русского и украинского языков очень много подобного. Одинаковые типы связи слов и порядок слов в предложении, структура простых и сложных предложений, правила употребления разделительных знаков.
2. Объяснение нового материала.
(Используется таблица учебника, с. 31.)
3. Слово учителя.
Словосочетание - это два (или более) слов, связанных между собой грамматически или по смыслу, одно из которых главное, а другие - зависимы.
Связь в словосочетании подрядный. Словосочетание отличается от слова тем, что точнее, конкретнее называет предметы, действие, признак.
4. Работа у доски.
Задача: сделать разбор словосочетаний.
Калиновый куст, встретиться с друзьями.
5. Работа по учебнику.
Упражнение 73 (II ч.).
Задание: выписать словосочетания, определить главное слово, задать вопрос к зависимому.
6. Работа у доски и в тетрадях.
Задание: образовать из данных слов словосочетания, определить главные и зависимые слова.
(Родительский) земля; не знать (усталость); прочитать (учебник); на (школьная) парте; под (роскошная) ивой; не увидеть (ошибка); (интересный) книга; заботиться о (родители).
7. Объяснение учителя.
Не являются словосочетаниями:
а) подлежащее и сказуемое: птицы улетели;
б) существительное (местоимение) с предлогом: в книге;
в) однородные члены предложения: деревья и кусты.
8. Работа по учебнику.
Упражнение 75 (устно).
9. Творческая работа.
Задание: составить из данных слов пословицу. Определить в каждом предложении словосочетания.
Грома, от, не, и, воде, в, спрячешься.
Наименьшая, и, предаст, огонь, искорка, крупнейший. Малых, море, из, капель, делается.
10. Слово учителя.
В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, словосочетания делятся на пять типов: именные, глагольные, прикметникові, наречные, местоименные.
11. Работа по учебнику.
Упражнение 77 (письменно).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Задание: составить предложения с данными словосочетаниями, если возможно, объединить их по смыслу.
Красная калина, белый цвет, зеленый луг.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 9, упражнение 82.