Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

 

УРОК № 10

Тема. Словосочетание

 

Цель: ознакомить учащихся с понятием о словосочетании; научить их выделять словосочетания среди других сочетаний слов; воспитывать у школьников внимание; прививать любовь к языку.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Синтаксис (греч. связь, построение, соединение) - раздел языкознания, который изучает словосочетания и предложения.

Пунктуация (лат. пунктум - точка) - раздел языкознания, который изучает правила употребления знаков препинания. (Ученики делают записи в тетрадях.)

В синтаксисе русского и украинского языков очень много подобного. Одинаковые типы связи слов и порядок слов в предложении, структура простых и сложных предложений, правила употребления разделительных знаков.

2. Объяснение нового материала.

(Используется таблица учебника, с. 31.)

3. Слово учителя.

Словосочетание - это два (или более) слов, связанных между собой грамматически или по смыслу, одно из которых главное, а другие - зависимы.

Связь в словосочетании подрядный. Словосочетание отличается от слова тем, что точнее, конкретнее называет предметы, действие, признак.

4. Работа у доски.

Задача: сделать разбор словосочетаний.

Калиновый куст, встретиться с друзьями.

5. Работа по учебнику.

Упражнение 73 (II ч.).

Задание: выписать словосочетания, определить главное слово, задать вопрос к зависимому.

6. Работа у доски и в тетрадях.

Задание: образовать из данных слов словосочетания, определить главные и зависимые слова.

(Родительский) земля; не знать (усталость); прочитать (учебник); на (школьная) парте; под (роскошная) ивой; не увидеть (ошибка); (интересный) книга; заботиться о (родители).

7. Объяснение учителя.

Не являются словосочетаниями:

а) подлежащее и сказуемое: птицы улетели;

б) существительное (местоимение) с предлогом: в книге;

в) однородные члены предложения: деревья и кусты.

8. Работа по учебнику.

Упражнение 75 (устно).

9. Творческая работа.

Задание: составить из данных слов пословицу. Определить в каждом предложении словосочетания.

Грома, от, не, и, воде, в, спрячешься.

Наименьшая, и, предаст, огонь, искорка, крупнейший. Малых, море, из, капель, делается.

10. Слово учителя.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, словосочетания делятся на пять типов: именные, глагольные, прикметникові, наречные, местоименные.

11. Работа по учебнику.

Упражнение 77 (письменно).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Задание: составить предложения с данными словосочетаниями, если возможно, объединить их по смыслу.

Красная калина, белый цвет, зеленый луг.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 9, упражнение 82.