Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 12

ОСНОВНЫЕ ПУНКТОГРАМИ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ И ДИАЛОГЕ.

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

 

Цель: повторить основные пунктограми в простом и сложном предложениях, в предложениях с прямой речью и диалоге; совершенствовать пунктуационные умения учащихся; мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников любовь к родному языку.

Внутри-предметные связи: стилистика (стилистический синтаксис).

Межпредметные связи: литература (выразительное чтение поэтического (текст).

Тип урока: урок систематизации и обобщение изученного и развития практических умений.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-организационный этап

Пунктуационный турнир

Объединитесь в три команды - «Простое предложение», «Сложное предложение», «Прямая речь». Сформулируйте правила употребления основных знаков препинания в простом предложении, сложном предложении и при прямой языке.

Каждое правило оценивается 1 баллом. Побеждает команда, которая даст больше всего правильных ответов.

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Конструктивное задание

Дополните пословицы и поговорки, используя материал из справки. Объясните постановку знаков препинания в приведенных сложных предложениях. Как влияет интонация предложение на его знаки препинания? Определите типы сложных предложений. Сделайте вывод, для каких жанров художественной литературы свойственны эти синтаксические конструкции.

1. Баба с воза - ... 2. езжай тихо - обминеш беда. 3. Жизнь как солома: ... 4. От гнева стареешь, ... 5. Всякий умный по-своему: ... 6. Чем умный стыдится, ... 7. Говорил Наум: ...

Справка: не пройдешь, ноги не уколов; а от смеха молодієш; тем глупый превозносится; кобыле легче; обминеш бедствие; сначала один, а потом второй; возьми на ум.

Индивидуальная работа

Прочитайте выразительно, расставьте знаки препинания, объясните их употребление. Какой поэтический отрывок не является сложным предложением?

1. И снился сон мне как будто

Где-то в холодной чужбине

Некий изгнанник горько плачет

И завидует мертвому мне.

О. Олесь

 

2. Играть словом судьбой играть.

Разные у него бывают мастера.

Можно слово приучить на бровях стоять

Или кататься плескавчиком с горы...

Г. Светличная

 

3. Волошко загадко большая.

В тебе есть вечная тайна

Ты одновременно и скромно дикая

И непостижимо волшебная.

Д. Белоус

 

4. По рекам озерам багнах

Вечный шум вечный пение

Крик гусей уток и цапель

Крик чаек и журавлей.

О. Олесь

 

Предупредительный диктант

Прослушайте предложения, объясните в них пунктограми. Запишите под диктовку.

1. Буди уже, ясное солнце, насекомое, деревья, травы - все буди от сна (М. Самойленко). 2. Нелегко стать человеком, честное слово Дарвина (В. Слапчук). 3. Замечательные дни кончаются октябрьские, кажется, сумму и не может быть... (М. Горняк). 4. Уже день кажется седым и бессильным, и домліває в зарослях река... (В. Симоненко). 5. Где конь ощипывает отаву и звонят путы на его ногах (В. Сосюра). 6. Ласточки летают низко - то уже дождь и буря близко (М. Щербак). 7. На долинке стало темнее: здесь поднимался на лапы туман... (М. Стельмах). 8. Я люблю ехать на поле тогда, как нивы зеленеют и волнуются зелеными волнами; когда отяжелевшие колосья веслами об голову, об уши; когда нивы поцяцьковані синими васильками и красными куполами (И. Нечуй-Левицкий). 9. Спросила смерть у мудреца: «Какой хочешь смерти?». А он говорит: «Я бы хотел за книгой умереть». Спросила смерть у солдата: «А ты бы хотел?». А он: «Геройски в бою наложить головой!». Спросила у влюбленных, что стрела среди ночи... «А мы,- говорят они ей,- никакой Не хочем» (С. Тельнюк).

Пунктуационный анализ

Выполните пунктуационный анализ предложения, используя приведенную последовательность и образец анализа.

Порядок пунктуационных анализа

1. Записать предложения, подчеркнуть пунктограму.

2. Кратко сформулировать пунктуаційне правило и записать его (для того чтобы сформулировать правило, необходимо выполнить характерные аналитико-графические работы - определить главные члены предложения и подчеркнуть их, обособленные или однородные члены предложения).

3. Начертить графическую схему предложения, обозначив в ней условия постановки (или отсутствия) разделительного знака.

Примечание: если в предложении несколько пунктограмм, то каждую нумеруют и анализируют отдельно.

Образец анализа пунктуационных сложного предложения

1. Еще на подходе к родному дому Николай калину,1 что пышно под окнами,2 .3

2. 1 пунктограма - запятая между частями складнопідрядного предложения.

2 пунктограма - обособленное обстоятельство, выраженная дієприслівниковим оборотом,

3 пунктограма - точка в конце предложения.

3. 1 пунктограма:

 

 

2 пунктограма:

 

 

Образец анализа пунктуационных предложения с прямой речью

1. « 1Его простое и искреннее слово обізвалося в каждом сердце,2 его идеи сразу заполонили тысячи сторонников». -1 напишет Панас Мирный о Тарасе Шевченко в зрелом возрасте.3

2. 1 пунктограма - знаки препинания при прямой речи.

2 пунктограма - запятая между частями бессоюзного сложного предложения.

3 пунктограма - точка в конце предложения.

3. 1 пунктограма:

 

 

2 пунктограма:

 

 

Предложения для разбора

1. Дмитер хитер: сам съел курицу, а сказал, что полетела (Народное творчество). 2. Ничего дороже нет, чем родной край - на том свет стоит (Б. Степанюк). 3. Жизнь течет, словно сухой песок: недавно утро было - наступила ночка (Г. Дубович). 4. На свете немало законов, я напомню один: чтобы море не сохли, нужно много капель (В. Симоненко). 5. Пыльный, помятый, сморенный стоял витязь на распутье, уперев копья в камень исписан: «Рабы в тенетах страха не имеют выбора» (М. Горбаль). 6. «Так было бы лучше,- промямлил он,- и позор бы стоила меньше» (Марко Вовчок). 7. Льется песня, как из свежей раны: «Червону руту не ищи вечерами...» (А. Коваль).

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Продолжите предложения. Начертите схемы, определите виды придаточных предложений.

1. Я счастлив, потому что...

2. Я считаю, что...

3. Чтобы достичь цели, нужно...

 

IV. Домашнее задание

Сделать пунктуационный анализ предложений.

1. Не знаю, чем накормить душу: я развернул книжку, и в ней столько слащавости, что липнут к пальцам страницы, потом я посмотрел кино, и в нем столько грязи, что захотелось сходить в баню, а послушал музыку - она оказалась совсем неперетравною... (С журнала). 2. Пирогову принадлежат слова: «Мы все знаем, что надо уважать старость..., но не все знают, что и молодость нужно уважать...» (С календаря).