Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок №13

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 7.

ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ, ТИПОВ, ЖАНРОВ РЕЧИ. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ АВТОРОМ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ, АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

 

Цель: совершенствовать навыки различных способов чтения, учить анализировать содержание, структура, языковое оформление текста; развивать коммуникативно-речевые умения, аналитико-синтетическое мышление; воспитывать у школьников с помощью мовленнєво-дидактического коммуникативного материала патриотические чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточные материалы, карточки с афоризмами, памятка.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки).

Межпредметные связи: литература, биология, экология.

Тип урока: урок развития речевых умений (урок чтения).

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

За афоризмами сформулируйте тему, цель и задачи урока.

1. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя (Вольтер). 2. Искусство читать - это искусство мыслить с в некоторой помощи другого (Э. Фаге). 3. В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни (Е. Кроткий что).

Актуализация опорных знаний учащихся

Блицопрос

Дайте ответы на вопросы:

• Что предусматривает процесс чтения? (Восприятие письменного уведомления, определение актуальной информации, ее усвоение).

• От чего зависит выбор способа чтение: вивчального, ознакомительного, выборочного? (От коммуникативных задач, которые необходимо решить.)

• Каким способом чтения вы воспользуетесь для составления аннотации на статьи из журнала «Наука и мир»?

Работа с памяткой

Ознакомьтесь с памяткой. Основные ее положение запишите.

Памятка для читателя

Для осознания прочитанного целесообразно выяснить:

• Или это новая информация?

• Что нового узнали?

• Информация противоречит тому, что уже известно?

• Что в прочитанном удивило?

• Какие вопросы возникли?

• Полезна ли новая информация?

• Как можно использовать полученную информацию?

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Творческое конструирование

Соберите «рассыпанный» текст так, чтобы из него вышли завершены предложения. Продолжите высказывания, сохраняя авторскую тональность. Определите тему, стиль, тип речи. Ответ обоснуйте. Свои рассуждения подкрепляйте словами из текста.

Лес, фильтр, прекрасный, биологический, воздух.

Это, громадная, где, уникальная, самые сложные, и, универсальная, лаборатория, процессы, происходящие непрерывно, и, биологические, которых, от, судьба, зависит, всего, на, живого, земли.

Мини-исследование

Прочитайте текст. Определите его стиль, тип и жанр, тему и основную мысль (глубинный смысл). Почувствуйте его эстетическую ценность. Найдите в тексте мысли, которые прямо не сформулированы, но их можно прочитать из подтекста. Проанализируйте художественные средства, подчеркивающие основную идею произведения. Обратите внимание на особенность построения стихотворения.

Куда ты делась, річенько? Воскресни!

У берегов потрескались губы.

Красочных лук не знают твои весны,

И светит жара ребрами моста.

Голос колодца, чего ты замолчал?

Руки шелковиц, чего же вы застыли?

Окна забиты, и висит замок -

Ржава сережка над кігтиком защелки.

(Из произведений Л. Костенко)

Определите, что объединяет тексты двух упражнений.

Слово учителя. Природа не волнует только, писателей, журналистов. Она постоянно находится в поле зрения ученых. Вспомните фамилии известных ученых-биологов Украины.

Сегодня мы вспомним еще одного ученого-естествоиспытателя с мировым именем, в честь которого назван Национальный библиотеку Украины, первого президента Украинской академии наук. Спрогнозируйте, о ком пойдет речь в следующем тексте.

Групповая работа

Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, тип, стиль, подберите заголовок. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. Определите смысловые ряды абзацев и доминанту текста. В конкурсе, проведенном недавно украинскими средствами

массовой информации, Владимира Ивановича Вернадского назван «Человеком века». Вернадский - один из немногих ученых-универсалов прошлого века. Он был мыслителем и природознавцем широкого профиля, одним из основателей геохимии и радиогеологии, создателем биогеохимии, учений о биосфере и ноосфере.

Его вклад в науку отмечен многочисленными премиями и избранием действительным членом ряда мировых академий наук и научных обществ. Же ему выпала честь стать одним из создателей и первым президентом Украинской академии наук.

Высшей ценностью в системе эволюции вселенной для В. Вернадского всегда был человек. Осмысливая становления и развитие биосферы Земли как единый эволюционный процесс, ученый выдвинул концепцию ноосферы, планетарной «сферы разума», которой суждено выбирать ход бытия. Всю свою сознательную жизнь Владимир Иванович занимал принципиально гуманистическую позицию.

Украинский период жизни Вернадского был отмечен его крупнейшим научно-организационным достижением - созданием Украинской академии наук. В те годы Владимир Иванович записал в своих дневниках: «Вы знаете, как мне дорога Украина и как глубоко украинское возрождение проникает в мой национальный и собственное мировоззрение... Я верю в будущее...» (Из книги «100 известных украинцев»),

Можно ли назвать подан текст биографией ученого и почему?

Самостоятельная работа

Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, объясните их употребление. Определите его стилевую и жанровую принадлежность. Найдите в тексте синонимы, определите их происхождение.

Биография - это жизнеописание. Биография может быть научной, художественной, академической, популярной. На основе фактического материала она предлагает картину жизни человека, развитие его личности в связи с общественными обстоятельствами эпохи (Из журнала).

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Работа с текстом

Прочитайте биографию В. И. Вернадского. Какой эпиграф можно подобрать к тексту? Определите структуру текста и составьте его план. Можно ли назвать жизнь ученого сподвижницьким и почему? Которые языковые средства указывают на стилевую принадлежность текста. Приведите примеры.

Родился Владимир Вернадский 28 февраля 1863 г. в Петербурге, в семье профессора политической экономии Ивана Вернадского, по окончании Киевского университета преподавал в нем. Детство будущего ученого прошло в Харькове, где его отец с середины 60-х годов XIX в. руководил местным отделением Государственного банка. в 1876 г. семья вернулась в Петербург, но глубокое чувство украинских корней навсегда осталось в душе юноши. Его единственный гимназический стих посвящен многострадальной Украине, с историей которой переплелись судьбы всех его предков:

Украина, любимая моя сторона,

Веками ты погибаєш...

Окончив в 1881 г. гимназию, Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где под влиянием выдающегося натуралиста В. Докучаева занялся минералогией и кристаллографией. Уже тогда юноша отличался широтой интересов. 1883 p., к примеру, он выступил одним из организаторов студенческого Научно-литературного общества, в которое входил и Александр Ульянов. На протяжении нескольких лет молодые люди, которые остро воспринимали несправедливость общественного строя царской России, поддерживали приятельские отношения.

Важным событием в становлении Вернадского как ученого стала его совместная с В. Докучаєвим исследовательская путешествие Нижегородской губернией летом 1884 г. Впечатление от нее немного развеяли скорбь, в которой юноша находился после смерти отца весной 1884 г. В 1885-м Вернадский окончил университет со званием кандидата наук и был оставлен при нем хранителем минералогического кабинета для подготовки к профессорской работы. Того же года на заседаниях кружка народной литературы он познакомился с Натальей Старицькою, с которой в сентябре 1886 г. обвенчался.

Арест О. Ульянова 1 марта 1887 г. отразился и на судьбе Вернадского. Прямых доказательств против него полиция не нашла, но сам факт близкого знакомства с молодым революционером ставил под сомнение продолжение работы в университете. Ему даже предложили подать в отставку, и вскоре было найдено компромиссное решение. Молодой ученый по линии и на средства Вольного экономического общества отправился исследовать залежи фосфоритов в Смоленской губернии, сохранив за собой должность в Петербургском университете.

В августе 1887 г. в Вернадских родился сын Георгий (впоследствии - известный историк). В марте 1888-го руководство Петербургского университета отправило Владимира Ивановича в длительное заграничную командировку.

Находясь на стажировке в Мюнхене у выдающегося специалиста в области кристаллографии П. Грота, Вернадский много путешествует, работает в музеях и научных учреждениях Германии, Австрии, Италии и Франции, принимает участие в работе IV Международного геологического конгресса в Лондоне. Тогда в его сознании начала вырисовываться минералогическая карта Европы. На начале марта 1889 г. для продолжения научной работы молодой исследователь переехал в Париж, который полюбил на всю жизнь.

Летом 1890-го Владимир Иванович Вернулся в Россию и вместе с В. Докучаєвим занялся ґрунтознавчими исследованиями в Полтавской губернии. Еще раньше он принял предложение профессора О. Павлова возглавить кафедру минералогии и кристаллографии Московского университета. 8 сентября 1890 г. ученый приехал в Белокаменную, где стал приват-доцентом, а в 1898-м (после защиты докторской диссертации «Явление скольжения кристаллического вещества») - профессором Московского университета.

В эти годы Вернадский руководил геологическими исследованиями на Левобережье, в Польше, на Урале, в Крыму, на Кавказе; часто выезжал в научные командировки в Западную Европу.

В общественной жизни Владимир Иванович неизменно занимал принципиальную позицию. В начале 90-х годов он взял деятельное участие в организации помощи голодающим крестьянам Тамбовской губернии, а 8 декабря 1892 г. был избран гласным тамбовских губернских земских собраний. Активизация либерально-демократических сил России в первые годы XX в. не оставила его равнодушным. В июле 1903 г. он участвовал в организации «Союза освобождение», а осенью 1905 г. как помощник ректора Московского университета приложил немало усилий для подготовки и проведения учредительного съезда конституционно-демократической партии. Вернадского избрали членом ее центрального комитета. 10 апреля 1906 г. был избран в Государственный совет от академии наук и университетов, а в 1908-м - академиком Российской академии наук по минералогии.

В те годы в естествознании происходили поразительные изменения, обусловленные появлением теории относительности А. Эйнштейна и успехами в области изучения радиоактивности. Вернадский одним из первых занялся систематическими исследованиями этого явления. Знаменательным событием научной стала его речь «Задачи дня в области радия», произнесенная 29 декабря 1910 г. на годовом общем собрании Российской академии наук. Вокруг исследователя формируется школа, ориентированная на комплексное применение геологических, химических и физических методов в изучении пород, строения и эволюции Земли.

В феврале 1911 г. Вернадский в составе большой группы профессоров па знак протеста против репрессивной антистудентської политики министерства образования подает в отставку. Отход от Московского университета стал важной вехой в жизни ученого. Весну и лето в 1911 г. он посвятил специальным радиологическим экспедициям на Закавказье, в Средней Азии и на Урале. Конец лета Вернадские провели в селе Шишаки (ныне - райцентр) на Полтавщине. Вскоре Владимир Иванович с семьей переехал в Петербург. в 1913 г. он ездил в Америку, где принимал участие в работе очередной сессии Международного геологического конгресса, а на обратном пути посетил парижский Институт Кюри, который специализировался на исследованиях радиоактивности.

В марте 1914 г. Вернадский был назначен директором Геологического и минералогического музея Академии наук в Петербурге. Эта должность открывала возможности для масштабных геохимических исследований. Однако начало Первой мировой войны помешал реализации многих планов. Но даже в тех сложных условиях благодаря энергии и инициативе Вернадского осенью 1915 г. при Академии наук была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России, которую он и возглавил. Этим было положено начало систематическому изучению естественно-геологических ресурсов государства. Обязанности председателя этой комиссии с перерывом во время гражданской войны Вернадский выполнял до 1930 г.

p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:18.1 pt'>Значительную научно-организационную работу ученый, как и раньше, совмещал с политической деятельностью, оставаясь одним из руководителей возглавляемой II. Мілюковим Партии конституционных демократов, или, как ее тогда называли, Партии народной свободы. Часто приезжая в Украину, он был близко знаком с членами киевского комитета этой партии историком М. Василенко и бароном Ф. Штейнгелей. Долгое время Владимир Иванович руководил либеральной газетой «Российские ведомости», авторы которой отстаивали академическую независимость и демократическое решение аграрного и национального вопросов.

Февральскую революцию 1917 г. Вернадский воспринял с энтузиазмом, приняв активное участие в событиях тех судьбоносных дней. 26 февраля он присутствовал на последнем заседании Государственной совета и поставил подпись под воззванием четырех ее членов выборных об отречении Николая II и передаче власти временному комитету государственной думы.

Уже в марте 1917 г. ученого избрали председателем вновь созданной Комиссии из научных учреждений и членом Комиссии по реформе высших учебных заведений, а в июне - председателем Сельскохозяйственного научного комитета при министерстве земледелия. 1 августа 1917 г. Вернадский вместе со своим киевским товарищем М. Василенко входит в состав временного правительства. Уже летом 1917 p., осознавая досадную неравномерность разделения научного потенциала в пределах России, Владимир Иванович официально ставит вопрос о открытие региональных академий наук Украинской, Грузинской и Сибирской.

Остается удивляться, как в эти перенасыщены событиями месяца во время недолгого посещения своей усадьбы на Полтавщине в июле 1917 г. ему удалось сделать масштабный исследовательский прорыв в осмыслении проблем природы всего живого, придя к выводу о наличии живого вещества в ткани бытия и ее принципиальную роль во Вселенной. С тех пор ученый мыслил Универсум как единое живое целое. Живет среду в учении Вернадского - важнейший фактор саморазвития и преобразования Вселенной.

Большевистского переворота Вернадский как человек, мыслитель и гражданин решительно не принял. После ареста 25 октября большинства членов временного правительства, он с шестью министрами и товарищами министров вошел в подпольного склада временного правительства, что ставил перед собой задачу обеспечить преемственность власти до открытия учредительного сборов. 17 ноября в числе других членов правительства, которые находились на нелегальном положении, Вернадский подписывает «Обращение к российским гражданам» с призывом не признавать власти большевиков.

Оставаться в Петрограде было крайне опасно, поэтому 19 ноября ученый уехал в Москву, а в декабре добрался до своей усадьбы в Шишаках. Академия наук оформила ему бессрочную командировку па юг, а 28 ноября 1917 г. Ленин специальным декретом объявил членов партии кадетов «врагами народа». В Украине на то время утвердилась власть Центральной Рады, и большевистские декреты не имели силы. Но и здесь события стремительно приобретали угрожающий характер.

Пережив потрясения 1917 г. в Петрограде, в январе-феврале 1918-го Вернадский стал свидетелем борьбы за власть в Украине. Большевистское восстание и бегство от красных немецких дивизий, пришли на помощь Центральной Раде, его непосредственно не коснулись. Но, оценивая сложившуюся ситуацию, ученый понимал неспособность украинских социалистов, доминирующих в Центральной Раде, к рациональной и творческой государственной деятельности.

В ситуации, когда центральные губернии России оказались в руках большевиков, Вернадский, подобно Милюкова и других лидеров конституционных демократов, считал необходимым укрепление свободной от красных Украинской Народной Республики, которая возникла на руинах империи. Он не видел достойных лидеров в партиях, которые преобладали в Центральной Раде, поэтому оптимистично и с надеждой отнесся к переворота 29 апреля 1918 p., в результате которого власть в Украине перешла в руки Павла Скоропадского.

Друг Владимира Ивановича, профессор М. Василенко, стал в новом кабинете министром образования. Он и убедил Вернадского взяться за организацию Украинской академии наук.

9 мая 1918 г. Вернадский приехал в Киев и остановился в Василенко, в их квартире на Тарасовской. Организация и открытие Украинской академии наук в ноябре 1918-го стали основным делом ученого во время его пребывания в Киеве. Он возглавил Комиссию по разработке законопроекта об учреждении Академии наук. Эта комиссия, работавшая с 9 июля по 17 сентября 1918 p., подготовила 27 записок, которые касались создания украинских научных учреждений.

13 ноября Совет Министров утвердила смету академии, а на следующий день по приказу гетмана произошло назначение ее первых действительных членов. Среди них был и Вернадский. 27 ноября он стал первым президентом академии наук. Тогда же Владимир Иванович сказал: «Надо вести исследования не по национальному принципу, а в полном, широком общечеловеческом масштабе,- и добавил: - Академия должна способствовать росту украинской национального самосознания и украинской культуры».

Лидеры Директории, которая пришла к власти, ничего не имели против основания Украинской академии наук и не мешали ее работе. Но, как только налажено по П. Скоропадского, нормальное административно-культурно жизни при Директории завалилось. По всей Украине усиливались хаос и бандитизм, разгоралась гражданская война. С востока на Киев снова накатывал вал большевистского террора, противостоять которому Директория не могла.

В начале февраля 1919 г. большевики взяли Киев. Начались репрессии против интеллигенции. Угроза нависла и над президентом академии наук. Чтобы не искушать судьбу, он переехал па биостанцию под Киевом. В конце августа красные, потерпев поражение от белых па всей территории от Волги до Днепра, оставили город. На смену им пришли деникинцы.

Но если приход в Киев белых, войск не угрожал лично Вернадскому, то существование Украинской академии наук, которую А. Деникин однозначно связывал с идеей украинской государственности, оказалось под угрозой, поскольку деникинцы вообще не признавали никаких украинских учреждений. Осенью 1919 г. Владимиру Ивановичу и его коллегам пришлось приложить огромных усилий, чтобы сохранить академию наук. Вернадский уезжает в ставку командование Добровольческой армии в Ростове-на-Дону. 19 сентября ему удалось добиться ее сохранение, но под названием «Академия наук в Киеве».

24 сентября ученый вернулся к Киева. Однако в ближайшие недели белые силы, которые начали наступление на Москву, были разбиты, и деникинский фронт распался. Началось паническое бегство разрозненных частей Добровольческой армии до черноморских портов. Над Вернадским, который лично договаривался с А. Деникиным, нависла серьезная опасность.

Оставив дела академии ее неизменном академику-секретарю Агатангелу Крымскому, умел удивительным образом договариваться со всеми властями, Вернадский через Полтаву добрался до Ростова, а оттуда - в Екатеринодар и Крым. В январе 1920 г. Владимира Ивановича в Крыму свалил сыпной тиф, от которого он выздоровел только весной.

Власть в Крыму находилась в руках барона П. Врангеля, что сумел организовать оборону от красных. На несколько месяцев жизни на полуострове стабилизировалось. 18 марта 1920 г. Вернадский возглавил кафедру минералогии недавно открытого Таврического университета. В сентябре 1920-го Вернадского избрали его ректором.

Однако шансы на то, что белый Крым выстоит в борьбе с большевиками, с каждым днем уменьшались. 7 ноября Красная армия прорвала оборону врангелевских войск в районе Перекопа и Сиваша. Началась массовая эвакуация. Сын Вернадского Георгий как член правительства Юга России вынужден был эмигрировать. Возможность уехать на Запад была и у Владимира Ивановича, но он не представлял дальнейшего жизни за пределами своей страны, поэтому решил остаться. Он и за большевиков некоторое время исполнял обязанности ректора Таврического университета.

После окончательной победы красных в гражданской войне пребывания в Симферополе потеряло смысл, и в феврале 1921 г. Вернадский отправился в Москву, откуда вскоре перебрался в Петроград. В июле 1921-го Вернадского арестовали. В его доме был проведен обыск. Количество книг очень удивила чекистов и даже вызвала некоторое возмущение. Пребывание в тюрьме оказалось недолгим: помогли друзья.

В начале 1922 г. Владимир Иванович был назначен на должность директора Государственного радиевого института. Ему удалось получить разрешение па длительную командировку за границу. 8 июля 1922 г. он прибыл в Парижа. В 1922-1926 гг. Вернадский читал курс геохимии в знаменитом парижском университете Сорбонна, преподавал в Карловом университете в Праге и вел большую научно-организационную работу. Его слава как ученого-универсала и глубокого мыслителя быстро распространилась по Европе. Благодаря финансовой поддержке Фонда Розенталя Вернадский получил возможность проводить исследования на собственному усмотрению, не боясь вмешательства многочисленных учреждений и комиссий.

Возвращение в 1926 г. не помешало новым зарубежным поездкам (в Германии, Чехословакии, Франции, Нидерландов, Великобритании, Норвегии). Везде его встречали приветливо и уважительно. Его новое учение о жизни нашей планеты мало кто понимал в полном объеме, но ведущие мыслители признавали его глубину и перспективность. Никогда раньше единство всех сфер жизни планеты Земля еще не доставала настолько глубокого концептуального осмысления.

В мае 1928 г. Вернадский снова приехал в Киев - для участия в выборах президента ВУАН. Тогда он в последний раз встретился со своим давним другом М. Василенко, уже пропущенным сквозь ад репрессивных органов.

В то время Владимир Иванович был академиком не только Украинской и Российской академий наук, но и членом-корреспондентом Парижской академии, иностранным членом Чехословацкой и Югославской академий, Немецкого химического общества, Геологического общества Франции, Минералогических обществ США и Германии. В сентябре 1928 г. под руководством Вернадского была создана Біогеохімічна лаборатория в Ленинграде, деятельность которой расширила границы понимания единства процессов на планете.

Вернадский опубликовал ряд фундаментальных трудов, основные идеи которых вынашивал в годы гражданской войны. Важнейшими среди них являются «Геохимия» (1924), «Биосфера» (1926), а также «Биогеохимические очерки. 1922-1932», увидевшие свет уже в 1940 г.

В связи с переводом руководящих органов академии наук и научных учреждений, в том числе и Биогеохимической лаборатории, Вернадский в 1935 г. переехал в Москву. Там он подготовил рукопись книги «Научная мысль как планетарное явление» и в 1940 г. взялся за написание очередного исследования - «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения».

Однако ситуация тех лет угнетала пожилого ученого. Многие из его друзей, коллег и учеников подвергся репрессиям. Вернадский не оставлял их в беде, делая все, что от него зависело, для облегчение их судьбы, хоть это и не часто давало положительные результаты. Самого Вернадского, несмотря на его мировую известность, власть не трогала.

В марте 1943 г. научная общественность отметила 80-лет - ний юбилей ученого, тогда же он стал лауреатом Государственной премии. В 1944 г. Академия наук СССР учредила премию имени В. Вернадского. 1 ноября 1944-го была опубликована статья Владимира Ивановича «Несколько слов о биосфере» (последнее при жизни автора) и зачитана его последний доклад. 6 января 1945 г. Владимир Вернадский номер в своей московской квартире (По материалам интернет-изданий).

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

1. Подобрать интересную информацию о жизни известного украинского ученого (по профилю обучения), оформить материалы в виде информационного буклета с помощью программы Publisher.

2. Подготовить биографию выдающегося украинского ученого (по профилю обучения). Какой жанр вы для этого выберете? Какими способами чтения будете пользоваться в процессе подготовки материала?

3. Подготовить вопросы викторины о жизнь и научную деятельность В. И. Вернадского.