Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 11

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 6.

КУЛЬТУРА РЕЧИ И КОММУНИКАЦИЯ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ, ТИПОВ, ЖАНРОВ РЕЧИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ПРОЧИТАННОГО

 

Цель: совершенствовать умения и навыки воспринимать письменная речь с помощью зрения, определять актуальную информацию в прочитанном, усваивать ее, совершенствовать навыки различных способов чтения; развивать коммуникативно-речевые умения, критическое мышление; воспитывать у школьников с помощью мовленнєво-дидактического коммуникативного материала патриотические чувства.

Оборудование: схема-опора, раздаточные материалы, карточки с афоризмами.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки).

Межпредметные связи: ботаника, зоология, география.

Тип урока: урок развития речевых умений (урок чтения).

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Ознакомление с темой, целью и задачами урока

Прочитайте афоризмы и объясните их значение. Которые рекомендации они содержат? Сформулируйте за высказываниями выдающихся людей тему, цель и задачи урока.

1. Искусство чтения состоит в том, чтобы знать, что пропустить (П. Хамертон). 2. Мы ничего поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно (Б. Паскаль). 3. Читать между строк полезно - глаза не так устают (С. Гитpы).

Работа в парах со схемой-опорой

Проработайте представленную схему-опору.

 

 

Дайте ответ на вопрос:

От чего зависит выбор способа чтение?

Приведите примеры жизненных Ситуаций, когда мы используем тот или иной способ чтения.

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Прочитайте заголовок. Спрогнозируйте за ним содержание текста. Ознакомьтесь с текстом. Оправдались ли ваши прогнозы? Определите тип, стиль и жанр текста, информационный центр каждого предложения. Составьте с опорой на информативные центры вопрос до каждого предложения, запишите их. Которым способом чтения при этом вы будете пользоваться?

ТАКАЯ МЕЛОЧЬ... БОЛОТА

Дмитрий Константинович Зеров прославился многими открытиями в области ботанической науки. Но пионером был прежде всего в изучении болот и мхов. Исследовал их на житомирском и черниговском Полесье, в Карпатах, лесостепной и степной зоне Украины. Ученый раскрыл исключительно важную роль болот в сохранении равновесия в природе, воспроизведении экологически чистой среды, растительного и животного мира. Зеров впервые описал болотные комплексы Украины, место их расположения, характер растительности, процессы, в них происходящие. Проявляются внешне неприметные вещи: мхи, торфяники имеют большое значение для микроклимата болот. Много лет и труда отдал Дмитрий Константинович изучению таких явлений природы, как мох и торфяники, и стал основоположником специальных наук о них. Он завещал оберегать болота, не разрушать их естественное состояние, чтобы не навредить самим себе.

Дмитрий Зеров полвека работал в Институте ботаники Академии наук Украины, почти двадцать лет был его директором. В тот период институт превратился в ведущий центр ботанической науки. По его инициативе здесь создан один из лучших в мире гербариев цветковых и споровых растений. Он же организовал и долгое время возглавлял Украинское ботаническое общество.

А еще следует вспомнить, что Дмитрий Зеров - родной брат известного украинского поэта, переводчика Николая Зерова. Оба они принесли добрую славу украинской науке и культуре (По Н. Руденко).

Мозаика

Слово учителя. Открытия, находки, гипотезы в биологии является результатом деятельности ученых всего мира. Свой вклад в развитие этой науки внесли и украинские ученые-биологи. Однако не все они известны как в родной стране, так и за ее пределами. И поэтому сегодня нашему государству, по словам академика Ивана Дзюбы, «...очень нужно вернуть Украине имена выдающихся деятелей, художников и ученых «присвоенных».., потому что среди них есть немало таких, чьими именами гордится весь мир». «Присвоенных», или по разным причинам замалчиваемых.

Ознакомьтесь с информацией, содержится на карточках, чтобы понять ее и передать в доступной форме другим. Какой способ чтения используете? Определите познавательную ценность прочитанного.

И. Иван Григорьевич Пидопличко из села Казацкое на Черкасщине был неутомимым исследователем: осуществил около 100 экспедиций, опубликовал более 900 работ. Мировое признание получил благодаря изучению на территории страны и сопредельных областей современной ископаемой фауны. Ему принадлежит открытие так называемого коллагенового метода определения геологического возраста костей, что теперь широко применяют в геологии, палеонтологии, зоологии, археологии (Из календаря).

Выполните задания:

1) Прочитайте выразительно текст.

2) Определите тему, главную мысль текста. Выпишите ключевые слова и словосочетания, передающие тему текста.

3) Определите тему и основную мысль текста, запишите эту мысль одним предложением.

4) Подберите заголовок к тексту.

5) Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

6) Определите тип речи текста.

7) Назовите средства связи между предложениями.

8) Определите, к какой тематической группе относятся слова, передающие главную мысль наиболее ярко.

9) Подчеркните в тексте терминологическую лексику.

10) Подберите синонимы к слову неутомимый (исследователь), используя соответствующие словари.

11) Объясните лексическое значение слов коллаген, палеонтология, фауна.

12) Подумайте, какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать с помощью текста.

13) Расскажите о известных вам ученых-биологов.

 

II. Владимир Ипполитович Липский из села Самострелы Ровенской области - всемирно известный флорист, путешественник, знаток ботанических садов мира. Одним из первых дал научное описание флоры Индонезии, Туниса, Алжира, Средней Азии. В частности, описал 4 новых вида, 220 новых растений, из которых 45 названы именем В. И. Липского. Осуществил экспедиции в разные регионы Украины, его исследования водорослей Черного моря в 1930-1931 гг. способствовали созданию первого в Украине завода по производства йода. Является автором более 80 печатных научных трудов, посвященных вопросам флористики, систематики и географии высших растений, гербарній делу, принципам организации ботанических садов, истории ботаники (Из календаря).

Выполните задания:

1) Прочитайте выразительно текст.

2) Определите тему, главную мысль текста. Выпишите ключевые слова и словосочетания, передающие тему текста.

3) Определите тему и основную мысль текста, запишите эту мысль одним предложением.

4) Подберите заголовок к тексту.

5) Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

6) Определите тип речи текста.

7) Назовите средства связи между предложениями.

8) Определите, к какой тематической группе относятся слова, передающие главную мысль наиболее ярко.

9) Подчеркните в тексте терминологическую лексику.

10) Подберите синонимы к слову известный флорист, используя соответствующие словари.

11) Объясните лексическое значение слов флора, систематика, флористика.

12) Подумайте, какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать с помощью текста.

13) Расскажите о известных вам ученых-биологов.

 

III. Выдающийся украинский ботаник, физиолог растений, микробиолог, основатель отечественной школы физиологов растений, академик Всеукраинской академии наук, заслуженный деятель науки Николай Григорьевич Холодный родом из Переяслава, что на Киевщине. Значительные исследования академик М. Г. Холодный провел в области микробиологии. Изучая микроорганизмы водоемов и почвы, он применил свои методы. Теперь ими пользуются микробиологи всего мира.

Академику М. Г. Холодном принадлежат оригинальные гипотезы относительно возникновения органических веществ на Земле абиогенным путем. В мировоззренческо-философских трудах ученый поднимает кардинальные вопросы взаимоотношений человека и природы, места человека в космосе и проблемы устойчивого гармоничного развития. Свои философские взгляды он обобщил в книге «Мысли натуралиста о природе и человеке». Николай Григорьевич Холодный жил для науки, всего себя отдавая любимой работе. Имя ученого 1971 г. присвоено Институту ботаники НАН Украины. С 1972 г. в Академии наук СССР учреждена премия имени М. Г. Холодного, которую присуждают за выдающиеся работы в области ботаники и физиологии растений. Первый президент Академии наук Украины В. И. Вернадский называл М. Г. Холодного одним из крупнейших отечественных биологов (Из календаря).

Выполните задания:

1) Прочитайте выразительно текст.

2) Определите тему, главную мысль текста. Выпишите ключевые слова и словосочетания, передающие тему текста.

3) Определите тему и основную мысль текста, запишите эту мысль одним предложением.

4) Подберите заголовок к тексту.

5) Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

6) Определите тип речи текста.

7) Назовите средства связи между предложениями.

8) Определите, к какой тематической группе относятся слова, передающие главную мысль наиболее ярко.

10) Подчеркните в тексте терминологическую лексику.

11) Подберите синонимы к слову известный (исследователь), используя соответствующие словари.

12) Объясните лексическое значение слов микробиология, физиология, абіогенний.

13) Подумайте, какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать с помощью текста.

14) Расскажите о известных вам ученых-биологов.

 

IV. Его называли волшебником. Правда, этот титул ему не совсем нравился. Ведь только неустанным трудом и большой верой в свое дело Николай Феофанович Кащенко, выдающийся украинский зоолог, ботаник, эмбриолог, достиг значительных успехов. Родился он на хуторе Веселый (теперь - с. Московка Запорожской области). Николай Феофанович - один из пионеров исследования фауны Сибири. Он организовал немало экспедиций и написал около 70 работ, посвященных фауне Сибири. Важной заслугой ученого является создание им в Томске зоологического музея. С 1900 года профессор М. Кащенко заинтересовался плодівництвом. Его захватила идея создать плодовые сады в Сибири, где их никогда не было за неблагоприятные климатические условия. В результате упорной труда украинский ученый вывел ценные сорта яблони, крыжовника, дыни, кукурузы и др., став основоположником научного садоводства Сибири. Теоретические основы и практические приемы акклиматизации, разработанные украинским ученым, стали классическими и не утратили своего значения до сих пор. Труда М. Ф. Кащенко пережили своего создателя и еще долго будут служить нашей науке (Из календаря).

Выполните задания:

1) Прочитайте выразительно текст.

2) Определите тему, главную мысль текста. Выпишите ключевые слова и словосочетания, передающие тему текста.

3) Определите тему и основную мысль текста, запишите эту мысль одним предложением.

4) Подберите заголовок к тексту.

5) Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

6) Определите тип речи текста.

7) Назовите средства связи между предложениями.

8) Определите, к какой тематической группе относятся слова, передающие главную мысль наиболее ярко.

9) Подберите синонимы к слову неутомимая (труд), используя соответствующие словари.

10) Подчеркните в тексте терминологическую лексику.

11) Объясните лексическое значение слов акклиматизация, эмбриолог, фауна.

12) Подумайте, какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать с помощью текста.

13) Расскажите о известных вам ученых-биологов.

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Акмеологическая минутка

Подумайте, что полезного для себя вы вынесли из этого урока. Какие умения усовершенствовали? Какие новые знания получили? К чему следует стремиться? Что совершенствовать?

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

1. Подобрать интересный научно-популярный текст по профилю обучения, разработать тестовые задания к него.

2. Предложить одноклассникам самостоятельно апробированы способы повышения техники чтения.

3. Подготовить презентацию прочитанной книги.

4. Пользуясь интернет и энциклопедическими источниками, создать картотеку «Ученые-биологи Украины».