УРОК № 11
Тема. Контрольная работа*. «Фонетика. Графика»
Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме; проверить умение применять теоретические знания на практике; развивать логическое мышление школьников; воспитывать внимательность, сосредоточенность учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся соотносят звуки и буквы, правильно делят слова для переноса, правильно ставят ударение, знают о двойной роли букв е, ё, ю, я.
Оборудование: текст для списывания и задания к нему, тестовые задания.
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Ознакомление с критериями оценивания контрольного списывания и тестовых заданий. Проведение инструктажа по выполнению заданий.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Учитель на своё усмотрение проводит контрольное списывание с заданиями или тестирование.
- Контрольное списывание с заданиями.
I вариант
1. Спишите текст.
(Правильно выполненное задание оценивается в 3 балла.)
ОСЕНЬ
Берёзы и клёны осень покрасила лимонным цветом, а листья осинок разрумянила.
Опустели поля и луга. Под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. До свидания, журавли.
Спешит осень. Смывает она холодным дождём пёстрый убор листьев. Выглянуло солнце из-за сизой тучки, и под его ласковыми лучами повеселела, заулыбалась хмурая картина осени.
(По Г. Скребицкому)
2. Подчеркните в списанном тексте буквы, которых нет в украинском алфавите.
(Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.)
3. Определите количество букв и звуков в словах: большие, белые, листья, осень.
(Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
4. Выпишите из текста слова, которые не переносятся.
(Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
5. Разбейте для переноса слова: выглянуло, хмурая, лимонным.
(Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.)
6. Определите количество слогов в словах: осень, опустели, убор.
(Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.)
7. Выпишите из текста слова с ударением на третьем слоге.
(Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
II вариант
1. Спишите текст.
(Правильно выполненное задание оценивается в 3 балла.)
Я знаю, что все вы любите мечтать о космосе и немного завидуете нам. А знаете, мы вам тоже завидуем. Вас ждут планеты и неизвестные миры. Вам дальше штурмовать Вселенную.
Часто говорят, что космический полёт — это подвиг. А к подвигу готовятся. Подвиг трудно совершать в одиночку. Трудно для тех, кто любит хныкать, кто не умеет дружить, кто учится с ленцой. Путь в космос начинается с таблицы умножения и первого диктанта.
(По Ю. Гагарину)
2. В списанном тексте подчеркните буквы, которых нет в украинском алфавите.
(Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.)
3. Определите количество букв и звуков в словах: дружить, знаю, неизвестное, умеет.
(Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
4. Выпишите из текста слова, которые не переносятся.
(Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
5. Разбейте для переноса слова: немного, неизвестное, штурмовать.
(Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.)
6. Определите количество слогов в словах: знаю, завидуете, умножение.
(Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.)
7. Выпишите из текста слова с ударением на третьем слоге.
- Выполнение учащимися тестовых заданий.
(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
1. Укажите слово, в котором правильно поставлено ударение:
А ката’лог;
√Б балова’ть;
В а’рбуз.
Поставьте ударение в словах: звонит, алфавит, намерение, крапива.
2. Укажите слово, правильно разделенное для переноса:
А по-дпи-сать;
Б ма-йка;
√В уче-ник.
Разделите для переноса слова: отъезд, длинный, больно, сельский.
3. Укажите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:
А листья;
√Б Ялта;
В подъём.
Определите количество букв и звуков в словах: братья, яркий, любить, маленький.
4. Укажите слово, в котором гласная буква обозначает два звука:
√А пояснить;
Б честный;
В люстра.
Запишите четыре примера слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
5. Укажите строку, в которой все слова расположены в алфавитном порядке:
А большой, богатый, браться;
√Б ученик, учёба, учиться;
В песня, перемена, петь.
Запишите в алфавитном порядке слова: портрет, кабинет, класс, пенал.
6. Укажите строку, в которой все слова пишутся с разделительным ь:
А об..езд, в..ёт, руч..и;
√Б в..юга, сем..я, нич..я;
В об..ехать, бел..ё, вороб..и.
Запишите четыре примера слов в разделительным ь знаком.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить упражнения: [1] 41, 57; [2] 38, 47.
IV. ИТОГ УРОКА
После сбора тетрадей для контрольных работ учитель отвечает на вопросы учащихся, касающиеся выполненной работы.
______________________________________________________
* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Тельпуховская Ю. Н. Русский язык. 5 класс: Комплексная тетрадь для контроля знаний (для школ с украинским языком обучения).— Харьков: Издательство «Ранок».