Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.11 Физическое воспитание

Одной из важнейших предпосылок гармоничности, полноценной жизни, самореализации личности является ее здоровье. Недаром до сих пор не утратило своей значимости давняя латинская пословица «Здоровый дух в здоровом теле». Именно на формирование здорового, физически полноценной личности направлено физическое воспитание.

Физическое воспитание - система социально-педагогических мероприятий, направленная на укрепление здоровья и закаливание организма, гармоничное развитие функций и физических возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений.

Реализуется физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием.

Задачи и содержание физического воспитания.

Физическое воспитание имеет своей целью укрепление здоровья и закаливание организма молодого человека, содействие физическому развитию и повышению работоспособности. Конкретно физическое воспитание направлено на формирование, совершенствование двигательных качеств (скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости), устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие гигиенических навыков.

Школьная программа по физического воспитания определяет его содержание:

- теоретические сведения из общей гигиены и гигиены физических упражнений, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- гимнастические упражнения, способствующие общему физическому развитию учащихся;

- легкая атлетика;

- подвижные игры, рассчитанные на развитие у учащихся смекалки, ловкости, быстроты действий, воспитание коллективизма, дисциплинированности;

- спортивные игры;

- лыжная подготовка;

- кросова и конькобежная подготовка;

- плавание.

В физическом воспитании используют физические, природные и гигиенические факторы.

К физическим относят специально организованные и сознательно выполняемые двигательные действия (гимнастику, игры, туризм). В последнее время приобрели популярность различные системы единоборств - как украинские, корни которых уходят казацкой эпохи, так и восточные.

Природные факторы - солнце, воздух, вода, усиливают оздоровительное воздействие физических упражнений на учеников.

К гигиеническим факторам относятся гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и др.

Условия эффективности физического воспитания.

По данным эпидемиологических исследований 1998 p., здоровыми можно считать лишь 27 % детей дошкольного возраста. Всего 65 % детей и 60 % подростков физически гармонично разовьет нет. В г. Киеве, например, половина учащихся старших классов по состоянию здоровья имеет осложнения относительно выбора профессии, а среди выпускников школ не менее половины являются непригодными или частично годными к военной службе. Поэтому сейчас необходимо в корне изменить устоявшиеся взгляды на физкультуру, физическое состояние человека, красоту человеческого тела как на нечто второстепенное, второсортное. Учитель собственным примером должен демонстрировать важность физкультуры, здорового образа жизни, доказывать свою приверженность к спорту, жить им. Крайне необходимо разгрузить учебные программы. Речь идет о значительном сокращении информативного обучения с таким расчетом, чтобы общее количество учебных предметов составляла 4-7 в начальных классах и 10-12 у старших, как это характерно для европейских школ. Рабочая неделя в этом случае не будет превышать 24-30 часов, включая выполнение домашних заданий. При этих условиях может быть увеличено время на занятия физической культурой. Необходимо отказаться от традиционных форм и режима деятельности на уроке. Ведь постоянное сидение за партой очень вредно для здоровья ребенка.

Необходим также пересмотр концепций и методики преподавания физкультуры в школе. Следует подумать, стоит ли физкультуру вообще считать учебным предметом в академическом смысле. Это - форма активного отдыха, она должна работать на здоровье, воспитание и удовлетворение физиологических потребностей человека.

Педагогически продуманная система физического воспитания в школьной жизни будет способствовать как оздоровлению подрастающих поколений, так и комплексному подходу к осуществлению нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Пристального внимания требует физическое воспитание студентов. Исследования свидетельствуют, что их двигательная активность длится примерно 15 мин. в день, хотя гигиеническая норма - 2 ч.

Физкультурно-спортивная работа в вузе должна соответствовать индивидуальным и коллективным запросам студентов и, кроме традиционных, должна предусматривать новые формы (йога, аэробика, ушу, шейпинг и др.), применения на занятиях технических средств и тренировочного оборудования, использование музыкального сопровождения, кинофильмов и т.д.

Приобщению учащихся к физкультуре и спорту способствуют введению в школах урока футбола, организационная работа в этом направлении Федерации футбола Украины (ФФУ) и Министерства образования и науки Украины.

Содержание каждого направления воспитания реализуется прежде всего в процессе раскрытия содержания учебных предметов. Особую роль при этом играют дисциплины, которые по содержанию являются идентичными определенном направления воспитания: курс «Основы государства и права» - правовому воспитанию, «Основы экономических знаний» - экономическом, трудовое обучение - трудовом, физкультура - физическом, уроки музыки и пения, литературы - эстетическому воспитанию.

Большие возможности для разностороннего воспитания имеет внеклассная и внеаудиторная воспитательная работа (кружки, объединения, вечера и т.п.). Подбирая формы и методы воспитательной работы, педагоги должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности молодых людей, их интересы, способности. Привлечения их к различным видам деятельности определенного направления воспитательной работы позволяет формировать у них практические умения в конкретной отрасли.