Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.10 Эстетическое воспитание

Всесторонне развитая личность является чрезвычайно чувствительной к красоте, гармонии, благородства. И своей деятельностью она стремится утверждать их. Именно на формировании таких качеств личности сосредоточено эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание - формирование у личности способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности.

Направлено оно на формирование у человека гуманистических качеств, способности чувствовать и понимать красоту, жить по ее законам.

Задачи и содержание эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание призвано ознакомить человека с общими закономерностями художественного освоения действительности, сущности и формам отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты, ролью искусства в развитии общества.

Среди главных задач эстетического воспитания выделяют:

- формирование эстетических понятий, взглядов, убеждений, способностей понимать прекрасное, эстетически правильно оценивать факты, явления, процессы;- воспитание эстетических чувств, умение получать наслаждение от восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

- формирование потребности и способности создавать прекрасное в жизни и искусстве на основе развития собственных творческих способностей, освоения знаний и практических умений в определенном виде искусства.

В эстетическом воспитании молодежи используют различные источники прекрасного: изобразительное искусство, музыку, литературу, театр, кино, архитектуру и т.д. Так, во время восприятия картины или скульптуры ребенок не только познает мир, но и фантазирует, формирует, «дорисовывает» мысленно изображено, видит на картине события, образы, характеры. Видное место занимает также музыка, которая, отражая действительность посредством мелодий, интонаций, тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, его поведение. Важным источником является и художественная литература. Главным выразителем эстетики в литературе является слово. По мнению К. Ушинского, слово как средство выражения в литературном произведении приобретает двойной художественной силы. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается прежде всего умом. Поэтому литература - важное средство развития интеллекта учащихся. Ценность театра, кино, телевидения, эстрады, цирка как средств эстетического воспитания в том, что они сочетают в себе элементы многих видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства, танца. Должна стать предметом обсуждения с эстетических позиций и деятельность школьников: достойные поступки учеников, их успехи в учебе, труде, спортивной, общественной, художественной деятельности. Учитель должен показать ребенку красоту природы в многообразии и гармонии красок, звуков, форм, закономерной смене явлений. Предметом восхищения должны стать также героические поступки людей, красота их отношений, духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Важным средством эстетического воспитания может служить дизайн школьных помещений, оформление класса.

Особым фактором эстетического воспитания является природа. Как замечал В. Сухомлинский, рассматривая цветок или отдельный лепесток, крылышко бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сутью жизни.

Эстетическое воспитание сориентировано на формирование эстетического сознания и эстетической поведения личности.

Эстетическое сознание - одна из форм общественного сознания, которая реализуется через художественно-эмоциональное освоение действительности в форме эстетических чувств, переживаний, оценок, вкусов, идеалов.

Эстетические чувства являются особыми чувствами наслаждения, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в окружающей действительности и произведениях искусства.

Эстетический вкус является способностью человека правильно оценить прекрасное, отличать прекрасное от безобразного.

Эстетический идеал - представление человека о прекрасном в абсолютном его выражении.

Эстетическое сознание, эстетические чувства, вкусы, идеалы, переживания и т.д, взаимодействуя между собой, обусловливают эстетическое поведение, которое является воплощением прекрасного в конкретных поступках человека.

Условия эффективности эстетического воспитания.

Эффективность эстетического воспитания молодежи определяют следующие факторы:

- создание в учебном заведении эстетически привлекательной обстановки (оформление учебных кабинетов, аудиторий, мест отдыха);

- обращение в воспитательной работе с молодежью народных традиций и обрядов;

- высокая эстетическая культура различных воспитательных мероприятий;

- широкое привлечение учащихся и студентов в кружки художественной самодеятельности, участия их в конкурсах и олимпиадах эстетического направления;

- высокая эстетическая культура воспитателей и воспитанников во внешнем виде и в отношениях.

Эффективность эстетического воспитания обеспечивается также взаимодействием учреждений образования, культуры, семьи, средств массовой информации, культурными традициями социума и т.д.