Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.12 Современная зарубежная педагогика о цели воспитания

Большинство представителей современной зарубежной педагогике цель воспитания видит в адаптации человека к условиям постиндустриального общества с учетом конкуренции на макро - и микроуровнях. Вместе с тем принимаются во внимание глобальные проблемы.

Педагогика неопозитивизма целью воспитания считает подготовку индивида, способного включиться в систему индустриального производства, которое функционирует как хорошо отлаженный механизм.

Педагогика прагматизма цель воспитания личности видит в приспособлении ее к жизни, в подготовке практиков, умеющих делать карьеру, строить свой бизнес.

Педагогика экзистенциализма предполагает создание условий для самореализации личности, в частности индивидуализацию обучения, что позволяет реализовать природные задатки человека.

Гуманистическая педагогика, в противовес педагогике неопозитивизма, ставит целью воспитание гуманиста, формирование в личности высоких моральных качеств, умения общаться, понимать себя и других людей. Современная личность, считают ее представители, должен уметь выживать, объединяясь с другими людьми ради защиты жизни на Земле. Эта педагогическая течение сформировалась как протест против негативных последствий стремительного развития техники, уменьшение природных ресурсов, загрязнение воды, почвы, атмосферы.

Большинство направлений зарубежной педагогики сходятся на том, что воспитание призвано также формировать законопослушную личность, которая уважает законы и нормы морали демократического общества, знает свои права и обязанности и ответственно относится к их выполнению.

В зависимости от основополагающих принципов достижения цели воспитания предлагаются методы решения отдельных проблем. Так, американская система нравственного воспитания опирается на суверенность человеческой личности, что действует по собственному добрым побуждением. Эта позиция требует высокого мастерства педагога, который должен помочь питомцу почувствовать себя уверенным в собственных силах человеком. Значительное внимание уделяется и формированию характера. В большинстве государств с традиционным демократическим строем усилия педагогов сосредоточены на том, чтобы молодежь поняла значимость гражданских прав и свобод. Учебным планом школы предусмотрены соответствующие предметы, которые разъясняют конституционные права и свободы граждан, учат пользоваться ими.

Много усилий прилагают педагоги и для привития чувства патриотизма. Например, в элементарной школе США обязательным является ежедневная церемония клятвы государственному флагу, что висит в каждом классе над доской. Перед началом занятий дети встают, прикладывают руку к сердцу, глядя на флаг, клянутся быть верными «флага, правительству, государству».

Интересен опыт американских школ по дисциплинированию учащихся. Учителя и ученики на общем собрании принимают кодекс чести - свод правил, которые все ученики обязуются выполнять. В нем сказано, как следует вести себя и работать в библиотеке, на спортивной площадке, в зале во время развлечений. Правила поведения публикуют в справочнике школы и вручают каждому ученику. Доводят их до сведения родителей. Ученический патруль следит за порядком во время перемен, в столовой, на спортивных площадках, на прилегающей к школе территории.

Японские подростки учатся взаимоуважению в школе группового поведения. Для этого их привлекают к групповых бесед, во время которых каждый обязан открываться перед другими и объяснять причины своих поступков. Конфликты между собой дети уладнують, как правило, сами. Учитель вмешивается только в решении сложнейших вопросов, иногда к этому привлекают и родительский совет класса.

Большое значение в школах Японии придают трудовому воспитанию. Учеников учат быть прилежными, уметь упорно работать в коллективе и проявлять уважение к руководству. Цель школы - подготовить воспитанников к будущей карьеры, вооружив их основными знаниями о профессиях, полезные обществу. Ученики самостоятельно выбирают учебные курсы, наиболее полно отвечающие планируемому профессиональному пути.

Заслуживает внимания и зарубежный опыт воспитательной работы в высших учебных заведениях. Так, в Негевеському университете (Израиль) создана студенческая ассоциация, которая является вне политики организацией. Представители студентов входят в состав многих университетских органов: Совета директоров, Исполнительного комитета, Сената. В университете проводят разнообразные культурные мероприятия: лекции, концерты, кинофильмы, театральные постановки. В общежитиях студенты имеют возможность заниматься хоровым пением, народными танцами и т.д., подготовить очередной номер газеты «Барабан». На добровольных началах они участвуют в различных социальных проектах, в частности, помогают детям из проблемных семей. Спортивный центр университета имеет гимнастический зал, шесть теннисных кортов и два бассейна. Действуют клубы гандболу, волейболу, шахматам и плаванию. Студенческие команды представляют университет на различных соревнованиях.