3. Теория и методика воспитательного процесса
3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания
3.3.9 Экономическое воспитание
С трудовым воспитанием тесно связано экономическое воспитание, которое является важным фактором подготовки личности к полноценной жизни в рыночной среде.
Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры личности.
Экономическая культура личности означает гармоничное сочетание в ней физических, умственных, организаторских способностей, высокого уровня образования и квалификации, потребности в свободной, творческой труда, улучшение его условий, рост материальных и духовных потребностей. Проблема экономической культуры личности связана с осознанием ее ведущей производительной силой общественного производства.
Задачи и содержание экономического воспитания.
Экономическое воспитание призвано решать следующие задачи:
- ознакомление молодежи с законами рыночной экономики, пути повышения ее эффективности, совершенствования производственных отношений, системой и методами управления производством;
- формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда;
- воспитание чувства и черты эффективного хозяина;
- развитие здоровых материальных потребностей, умений распоряжаться деньгами.
В сфере личной жизни экономическая деятельность предусматривает:
- планирование и организацию личного бюджета, доходов и расходов семьи;
- экономически обоснованное оценивание товаров, которые приобретаются для личных нужд, их рациональное использование;
- рациональное отношение к своему здоровью, режиму и образу жизни.
Кроме того, каждый гражданин должен бережно относиться к природе, активно противодействовать безгосподарництву относительно природных ресурсов, а также изучать и осмысливать экономическую политику своего государства, по возможности влиять на нее.
Содержание экономического воспитания молодежи выбирают, ориентируясь на формирование у него нравственных и деловых качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Это общественная активность, предприимчивость, инициативность, ответственность, хозяйственное отношение к личному и общественному добру. Важное значение имеет развитие рационализаторских способностей, стремление работать рентабельно, обновлять технологические процессы и оборудование, повышать производительность труда, качество продукции, добиться личного успеха и благосостояния.
Субъектом экономической деятельности человек выступает и как определенный специалист, и как частное лицо (в семье). Как будущий работник она должна овладеть такими экономическими умениями: планировать и организовывать свою работу; выполнять свои профессиональные обязанности, трудовые задания в соответствии с установленными экономическими и другими нормативами; оценивать результаты своей работы по соответствующим критериям, искать пути для повышения ее эффективности.
«Государственный стандарт общего среднего образования. Экономика» предлагает поэтапный подход к экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательной школы, что предполагает последовательность и непрерывность экономического образования и воспитания школьников от первого класса до окончания школы. В 11 классе согласно учебного плана учащиеся изучают отдельный предмет «Основы экономических знаний».
Экономическое воспитание студентов призвано формировать у будущих специалистов экономическое мышление; воспитывать рациональные потребности; развивать профессиональные способности, дисциплинированность, предприимчивость; вооружать методами экономического анализа; прививать умение соотносить свои потребности с материальными возможностями; сознательно относиться к выбранной профессии и находить свое место в условиях рыночной экономики; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
В процессе экономического воспитания важно формировать у молодежи здоровые материальные потребности. Однако при этом они должны гармонично сочетаться с духовными.
Условия эффективности экономического воспитания.
Эффективная экономическая подготовка подрастающего поколения требует:
- высокого уровня экономической компетенции руководителей и педагогов учреждений образования, родителей;
- привлечение молодежи к общественно полезному, производительному труду, которая сопровождается усвоением знаний по экономике и организации производства, как в процессе самого труда, так и на уроках, факультативах, во время экскурсий и краеведческих поисков;
- привитие учащимся (студентам) умений рационально вести домашнее хозяйство, экономить материальные ценности и время;
- соблюдение экономии как в сфере материального производства, так и в сфере обслуживания.
Критериями эффективности экономического воспитания является высокая экономическое сознание личности, культура экономического мышления и экономического поведения, которые реализуются в знании и понимании экономических законов, закономерностей экономического бытия общества, тенденций их развития, сознательном выборе сферы применения себя как производительной силы с максимальной пользой для себя и общества.