Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.8 Трудовое воспитание

Каждый человек с определенного возраста начинает самостоятельную трудовую деятельность, что требует соответствующей морально-психологической готовности, сформированной привычки работать, стремление реализовать свой потенциал. Выработка таких установок личности обеспечивает трудовое воспитание, которое является одним из главных обязанностей семьи и школы.

Трудовое воспитание - процесс вовлечения молодежи в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи ей производственного опыта, развития у него творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда.

Именно в подготовке человека к будущей труда видел К. Ушинский главная задача воспитания.

Задачи и содержание трудового воспитания.

Трудовое воспитание призвано обеспечить решение следующих задач:

- психологическая подготовка личности к труду (осознание социальной значимости труда, формирование стремления добросовестно и ответственно работать, бережно ста виться к результатам труда и др.);

- практическая подготовка к труду (вооружение воспитанников необходимыми знаниями, выработка у них умений и навыков трудовой деятельности, воспитание основ трудовой культуры);

- подготовка к сознательному выбору профессии.

Важным аспектом психологической подготовки подрастающего поколения к труду на современном этапе является формирование у него самоответственности, понимание необходимости самому заботиться о себе. Это способствует развитию в характере человека ответственности, предприимчивости, инициативности, творческого подхода к делу. Когда эти черты, по мнению А. Вишневского, «становятся характерными для большинства людей, то общество имеет шанс достичь хозяйственного успеха и благосостояния».

Система трудового воспитания охватывает учебную труд, трудовое обучение, производительный труд, общественно полезный труд, бытовое обслуживание. Все эти виды трудовой деятельности взаимосвязаны, но каждый из них играет особую роль в формировании будущего труженика.

Важное место в трудовом воспитании занимает учебная работа учащихся. К. Ушинский считал, что обучение является самым сложным и самым тяжелым видом труда. Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда: осознание поставленной цели, осмысление конкретным индивидом собственной роли в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль.

Главная составляющая системы трудового воспитания - трудовое обучение, которое длится от первого класса до окончания школы. Его содержание определяет учебная программа по трудовому обучению для каждого класса. В младших классах учащиеся приобретают элементарные навыки работы с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами. Они принимают участие в выращивании сельскохозяйственных растений на пришкольном участке, ухаживают домашних животных, цветы и т. д. В средних классах дети получают знания, осваивают умения и навыки по обработке металла, дерева, основ электротехники, металловедения, графической грамоты. В городских школах изучают технический и обслуживающий труд, а в сельских - сельскохозяйственную, обслуживающую и техническую. В старших классах трудовое обучение имеет профессионально ориентированный характер. Профили трудовой подготовки определяют на месте с учетом потребностей народного хозяйства и имеющейся учебно-технической производственной базы.

Составной частью системы трудового обучения школьников является также организация их общественно полезного труда. По общественной значимости ее разделяют на производительном, общественно полезную и бытовое обслуживание.

Производительный труд направлен на создание материальных благ. Воспитательные возможности производительного труда проявляются в следующих аспектах:

- работая рядом со взрослыми, ученик приобщается к жизни общества, приобретает жизненного опыта, опыта общения в производственной сфере, учится эффективных приемов производственной деятельности;

- изготавливая продукцию собственными руками, школьник чувствует, что он на что-то способен, у него появляется уверенность в себе, а хорошо сделанная вещь приносит эстетическое удовольствие;

- плата за работу убеждает ученика в значимости его труда, самостоятельно заработанные деньги учат бережливости, рациональной организации собственной жизни, способствуют формированию умения соотносить удовлетворения потребностей с реальными возможностями;

- производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, приучает к трудовых усилий, развивает общественную активность, волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, точность и исполнительность.

Общественно полезный труд учащихся связана со сбором макулатуры, лекарственных растений, даров леса, участием в ремонте школьных помещений, оказанием помощи ветеранам войны и труда, больным и людям преклонного возраста и т.д. Воспитательная ценность общественно-полезного труда заключается в том, что школьники учатся бескорыстно делать добрые дела, осознают необходимость сочетания общественных и личных интересов, крепнет их чувство долга перед другими людьми.

Бытовое обслуживание в школе предусматривает поддержание учащимися порядка и чистоты в классах, школьных мастерских, местах отдыха, на школьном дворе. Они учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых построено школьное здание, изготовлена мебель и учебное оборудование, у них развивается бережное отношение к созданному. Работу по самообслуживанию ученики должны выполнять и дома (уборка постели, чистка одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, приготовлении пищи и др.). Одна из форм такой работы - дежурство учащихся в классе и в школе, выполнение различных организаторских функций в классном и загальношкільному коллективе.

В соответствии с требованиями Государственного стандарта, вместо традиционного «Трудового обучения» начато создание принципиально нового учебного предмета технокультурного направления для 5-9 классов общеобразовательной школы. Его целью является обеспечение учащимся возможностей для овладения знаниями о способах и средствах преобразования окружающей действительности, использование в практической деятельности знаний, полученных во время изучения общеобразовательных предметов. Важность этого предмета обусловлена тем, что преобразовательная деятельность человека пронизывает все ее жизненное пространство: быт, развлечения, обучение, производственную сферу, управление. Она определяет место человека в природе и обществе, пределы его вмешательства в природные процессы. Центральное место в знаниях о преобразовательную деятельность должна занять техника, которая обеспечивает взаимосвязь всех видов культуры (трудовой, правовой, нравственной, художественной и т.д.).

Обновленное содержание трудового обучения будет личностно-ориентированный. Свидетельством этого являются названия содержательных линий Государственного стандарта: человек в технической среде; технологическая деятельность человека; социально-профессиональное ориентирование человека на рынке труда; графическая культура человека; человек и информационная деятельность; проектная деятельность человека в сфере материальной культуры.

Профессиональная ориентация.

Органической частью воспитательной работы, важным этапом психологической и практической подготовки учащихся к трудовой деятельности является их правильная профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация - система организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, формирование у них умения анализировать требования различных профессий к психологической структуры личности, а также свои профессионально значимые качества, пути и средства их развития.

Профориентация призвана решать следующие задачи: - знакомить учащихся с различными видами профессий и требованиями к их носителей;- воспитывать в молодежи направленность на самопознание и собственную активность как основу профессионального самоопределения;

- формировать умение сопоставлять свои способности с требованиями, необходимыми для приобретения конкретной профессии, составлять на этой основе реальный план овладения профессией;

- развивать профессионально значимые качества личности.

Профориентационная работа состоит из таких компонентов, как профессиональное информирование, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное информирование - система воспитательной работы, которая предусматривает ознакомление учащихся с различными профессиями; с содержанием трудовой деятельности в каждой из них; с требованиями, которые эти профессии предъявляют к человеку, а также с тем, где ими можно овладеть. Благодаря профессиональному информированию ученики занимают активную профориентационную позицию, что соответствует субъективным и объективным условиям свободного, сознательного профессионального самоопределения личности.

Профессиональная диагностика - система психологического изучения личности с целью выявления ее профессионально значимых черт и качеств.

Профессиональное консультирование - предоставление личности на основе ее изучения научно обоснованной помощи относительно наиболее подходящих для нее направлений и средств профессионального самоопределения. Оно предусматривает также обучение учащихся приемам оценивания собственных качеств, чтобы установить свое профессиональное соответствие. Педагоги консультируют и родителей учеников, чтобы они смогли оказать помощь детям в выборе будущей профессии.

Профессиональный отбор - система работы, направленная на оказание помощи ученику в определении и выборе конкретной профессии на основе выявления и оценки его общих и специальных способностей, интересов, потребностей и объективных условий профессиональной подготовки и трудоустройства. Профессиональный отбор осуществляют учебные заведения, в которые поступают выпускники, или учреждения, которые принимают их на работу.

Профессиональная адаптация - процесс приспособления человека к профессиональной деятельности, ее условий, достижения желаемой производительности труда и соответствия между профессиональными намерениями, интересами, качествами личности и требованиями деятельности. Осуществляется тогда, когда люди уже выбрала профессию и находится на стадии овладения ею.

Во время ориентации учащихся на конкретный профессию следует предотвращать таким возможным ошибкам:

- разделения профессий на «престижные» и «непрестижные»;

- отождествлению учебного предмета с профессией;

- перенос отношения к человеку - представителю профессии на саму профессию;

- неудачном выборе профессии под чьим-то влиянием;

- устаревшим представлениям о характере труда в сфере материального производства.

В профессиональном ориентировании используют разнообразные формы: экскурсии на производство, встречи со специалистами, вечера - диспуты, конференции, факультативы. Важно при этом знать и учитывать как индивидуальные склонности, способности учащихся, так и потребности общества.

Успешность профессионального самоопределения старшеклассников в значительной степени зависит от сформированности у них ценностных ориентаций, идеалов в определенной профессиональной области. Согласно методике определения профессиональных идеалов, которая основывается на принципах познавательной и творческой самореализации личности, каждый ученик в течение года выбирает собственный идеал творческой самореализации, готовит мини - урок для одноклассников. Во время проведения урока он должен:

1. Определить, о какой сфере профессиональной деятельности и пойдет речь.

2. Объяснить связь своих интересов с идеалом профессионала: почему выбрана именно эта личность, чем она кажется привлекательной, близкой.

3. Кратко рассказать о самых интересных событиях из жизни выбранного профессионала.

4. Акцентировать внимание на том, как эта творческая личность пришла к своего изобретения, написание сочинения, достигла успеха в своей деятельности и т.п.

5. Продемонстрировать наиболее впечатляющий фрагмент произведения или изобретения (поставить музыкальный запись, начертить на доске схему устройства, продемонстрировать репродукцию картины).

6. Дать творческое задание для всех учеников класса (провести игру, отгадать загадку, тайну, кроссворд и т.п.).

7. Ответить на поставленные учениками вопросы.

8. Получить оценку. Оценка за подготовленный и проведенный урок выставляется учениками и учителем совместно. Она должна учитывать соответствие выбранной учеником личности профессиональной ориентации, уровень подготовленности материала, умение донести материал до слушателей, любопытство творческих задач, вопросов и т.д.

Методика определения профессиональных идеалов активизирует мотивационную, информационно-познавательные, цілеутворюючі, операционно-результативные и эмоционально-чувственные компоненты деятельностного измерения личности.

В условиях высшего учебного заведения трудовое воспитание призвано сочетаться с профессиональным воспитанием, целью которого является формирование у студентов уважения к выбранной профессии, выработка необходимых для нее качеств, умений и навыков, развитие творческого потенциала будущего специалиста.

Условия эффективности трудового воспитания.

Для того чтобы труд стал эффективным средством трудового воспитания, она должна быть педагогически целесообразно организованной. О педагогической целесообразности трудового воспитания свидетельствуют такие факторы:

- целеустремленность: воспитанники должны понимать цель работы, что им предстоит выполнить, знать, какими будут ее результаты;

- связь с учебной деятельностью;

- осознание того, что воспитательная эффективность труда возрастает при условии, когда воспитанники являются ее организаторами, а не только исполнителями;

- доступность конкретных мероприятий. Усложняться по методам выполнения и увеличиваться по объему они могут с приобретением школьниками (студентами) трудового опыта, ведь непосильный труд порождает неуверенность в собственных силах, нежелание выполнять ее;

- грунтование на научных принципах (порядок на рабочем месте, эффективное использование рабочего времени, рациональных приемов труда, экономное расходование материалов, электроэнергии, эстетический вид изделия, соблюдение личной гигиены и техники безопасности и т.д.);

- коллективный характер. При таком условии формируются товарищеские взаимоотношения, дух сотрудничества, взаимопомощи, способность к совместных трудовых усилий;

- ориентация на формирование у молодежи любви к труду, стимулирование ощущение радости от нее.

Об эффективности трудового воспитания свидетельствуют сформированность у молодого человека потребности в труде, ощущение радости от труда, осознание ее целесообразности как важнейшего средства реализации своих знаний, умений, человеческой сущности.