3. Теория и методика воспитательного процесса
 3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания
 3.3.7 Экологическое воспитание
 Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей. Загрязнение воздуха, водоемов, эрозия почв и вырубка лесов во многих местах достигли критического уровня. Экологический кризис требует интенсивного экологического воспитания подрастающего поколения в частности и населения в целом.
  Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической культуры личности.
 Система экологического воспитания предусматривает формирование умений анализировать явления природы, бережного отношения к ее богатствам как чрезвычайно важного среды обитания человека.
 Задачи и содержание экологического воспитания.  
 Основными задачами экологического воспитания является накопление в человека экологических знаний, воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности.
 Содержание экологического воспитания предполагает раскрытие сущности мира природы - среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении его целостности, чистоты, гармонии. Индивид должен уметь осмысливать экологические явления и разумно взаимодействовать с природой. Эстетический подход к природе способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности.
 Любовь к природе необходимо воспитывать с раннего детства. «Детей, не умеющих еще ходить, - считал Г. Ващенко, нужно чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это остается в детской душе, озарено чувством радости, и положит основы любви к родной природе».
 Первоосновы экологического мышления закладываются в семье, которая призвана привить детям систему экологических ценностей, норм поведения в природной среде выше.
 В тесной взаимосвязи с семьей должен работать и детский сад. Его задача - через сказки, мифы, игры развивать познавательные способности детей, знакомить их с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на окружающую среду, благодаря чему у ребенка формируется потребность в общении с природой.
 Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачи, соответствующую возрастным особенностям школьников методику.
 На первом этапе (младшие школьники) школа обеспечивает комплексное изучение природы и раскрытие учащимся ее многогранных аспектов: эстетического, санитарно-гигиенического, экологического, экономического. Дети должны понять также зависимость качества жизни и здоровья от состояния окружающей среды, стремиться улучшать его.
 На втором (5-7 классы) и третьем (8-9 классы) этапах учащиеся накапливают знания о природных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, анализируют и прогнозируют несложные экологические ситуации, закрепляют правила поведения в окружающей среде. Одновременно углубляются и обогащаются сведения о явлениях и законах природы, раскрываются причины экологического кризиса и осознается необходимость сохранения природных комплексов (экосистем).
 На четвертом этапе (10-12 классы) завершается обобщение полученных экологических знаний, осуществляется моделирование простых кризисных ситуаций. В учебные планы включают интегрированные курсы различных естественных, экологических дисциплин.
 Школьный этап экологического воспитания является базой для дальнейшего углубления экологического образования и воспитания в вузах. Студенты должны осознать целостность природы Земли, единство ее процессов, связь человека с природой. Они должны знать, что их профессиональная деятельность, поведение в отношении природы должны согласовываться с ее законами. Только при таких условиях у будущих специалистов сформируется чувство ответственности за судьбу природного окружения.
 Экологическое воспитание должно сформировать экологическую культуру человека, для которой характерны разносторонние, глубокие знания об окружающей среде (природное и социальное); экологический стиль мышления, что предполагает ответственное отношение к природе и своему здоровью; наличие умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном уровне); непосредственное участие в природоохранной работе, а также способность предвидеть возможные негативные последствия природо-преобразовательной деятельности человека.
  Условия эффективности экологического воспитания.  
 Путями повышения экологической культуры молодежи и эффективности экологического воспитания является:
 - разработка ориентировочного содержания непрерывного экологического образования для всех возрастных категорий подрастающего поколения, увеличение веса экологических вопросов как в рамках определенных предметов, так и с помощью налаживание внутри - и межпредметных связей;
 - создание в учреждениях образования соответствующей учебно-материальной базы: уголков охраны природы, живых уголков и др.;
 - совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение воспитанников к природоохранной работы;
 - формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление познать ее, приумножать ее богатства.
 В формировании экологической культуры ведущая роль принадлежит предметам естественного цикла. Однако и гуманитарные предметы предусматривают относительно этого широкие возможности.