Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.6 Антинаркогенне воспитания

Великий русский писатель и педагог Лев Толстой (1828-1910) писал, что трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в жизни, если бы люди перестали обманывать и отравлять себя водкой. Человечество недаром считает зависимость от курения, алкоголя и наркотиков опаснейшими болезнями, потому что даже найпоміркованше употребление этих веществ медленно разрушает личность, подрывается физическое и моральное здоровье, парализуется воля, исчерпываются интеллектуальные силы - человек деградирует. Опасность такой зависимости требует организации эффективной антинаркогенної воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью.

Антинаркогенне воспитание - воспитательная деятельность, направленная н, и формирование у молодежи невосприимчивости к наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков).

Профилактику наркогенної зависимости, борьбу с распространением наркогенных заболеваний следует проводить системно и последовательно, равноценно несмотря на преодоление как социальных, так и психолого-педагогических предпосылок их распространения.

Задачи и содержание антинаркогенного воспитания.

Самое первое задание антинаркогенної воспитательной работы в школе - вооружить учащихся знаниями о пагубных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков, выработать у детей психологические барьеры, которые бы удерживали их от употребления этих веществ, привить непримиримость к их употреблению сверстниками, своевременно выявлять учащихся, которые употребляют эти вещества, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

Одним из главных аспектов содержания антинаркогенної воспитательной работы в школе должно быть разъяснение учащимся не совместимости курения, употребления алкоголя и наркотиков с принципами общечеловеческой морали, со всем укладом общественной жизни. Молодой человек должен осознать, что под воздействием этих веществ теряются высокие духовные качества, человек деградирует, избавляясь от своей сущности.

Школьники должны знать, что моральная деградация молодого человека под влиянием наркогенных веществ приводит к правонарушениям. Именно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения несовершеннолетние совершают большинство преступлений. Поэтому учащуюся молодежь надо знакомить с действующими правовыми нормами по борьбе с пьянством и наркоманией. Они должны знать, что совершение правонарушения или преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения предусматривает повышение ответственности, потому суд при этом учитывает не только характер и степень общественной опасности преступления, но и принимает во внимание черты личности преступника. Ведь злоупотребления наркогенними веществами свидетельствует об аморальности лица, о том, что она не заслуживает снисхождения. Нужно также знакомить молодежь с законодательными актами, которые определяют административные, криминальные и медицинские меры воздействия на взрослых лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками.

Антинаркогенна воспитательная работа предусматривает и показ пагубного воздействия наркотиков на здоровье человека, особенно на молодой организм. Ведь табак, алкоголь и наркотики по своему химическому составу являются сильными ядами, истощают организм, нарушают его защитную функцию.

В беседах о вреде наркогенных веществ необходимо раскрывать и их негативное влияние на семью, поскольку они лишают любовь избирательности. Употребление этих веществ делает человека грубой, циничной, и эти качества передаются детям. В таких семьях исчезают общность интересов, взаимное уважение, что часто вызывает их распад. Кроме того, пьянство или наркомания негативно влияют на достаток семьи, порождают материальные лишения. Особенно опасным является влияние наркотиков на репродуктивную функцию (они губительно действуют на половые клетки, которые затем передают патологическую генетическую информацию будущем плода).

В процессе антинаркогенної воспитательной работы следует также подчеркивать вредности наркотиков для трудовой деятельности человека, в частности производительности труда, трудовых отношений. Молодой человек должен осознать, что современное производство требует умения принимать важные решения, четкости и внимательности. Продукция, которую выпускают заводы, нередко состоит из сотен деталей, и небрежное изготовление любой из них делает в негодность все изделие. Особенно сказывается такой недостаток на поточных и автоматизированных линиях, когда от работоспособности одного человека зависят производительность и конечный результат труда десятков и сотен других людей.

При осуществлении антинаркогенного воспитания важно учитывать мотивы, которые побуждают несовершеннолетних употреблять наркогенні вещества. К таким мотивам относятся:

1. Удовлетворение любопытства. К употреблению наркотиков могут привести экспериментирование, желание пережить новые ощущения, все проверить на собственном опыте.

2. Мотив преодоления запрета, желание ощутить приятное чувство опасности.

3. Стремление быть принятым группой. Употребление наркотиков может стать символом определенной группы, способом проведения свободного времени и, соответственно, условием пребывания в группе, а «достижения» в наркотизации - критерием оценки со стороны группы.

4. Ориентирование на авторитет. Желание стать подобным человеку, который является авторитетом для несовершеннолетнего, может быть средством, при помощи которого он старается преодолеть неуверенность в себе.

5. Желание продемонстрировать свою независимость. Наркотики могут стать выражением протеста против действий родителей, учителей.

6. Стремление получить наслаждение, достичь полного расслабления, покоя или активизироваться, избавиться от эмоциональных барьеров, то есть изменить свое психическое состояние.

7. Желание избавиться от мучительных переживаний. Для несовершеннолетних наркотики могут быть средством психической защиты.

Особого внимания требует антинаркогенне воспитания студенческой молодежи, ведь более 70 % юношей и девушек привыкают к эпизодического употребления алкоголя еще во время обучения в общеобразовательной школе. В 90-х годах XX в. в сознании молодежи привычной стала психологическая установка на обязательное употребление алкоголя в различных жизненных ситуациях. Это привело к интенсификации употребления алкоголя вообще. Особое беспокойство вызывает алкоголизация девушек. К факторам, которые вызывают употребление алкоголя, относятся и условия проживания в общежитии, наличие собственных денег (стипендия), а также отсутствие родительского контроля и др. Не меньшей проблемой является курение студентов и употребления ими наркотических веществ.

В антинаркогенній воспитательной работе с молодежью важную роль может сыграть религия. Вера в Бога способствует формированию устойчивой мировоззренческой позиции личности, выбора правильных жизненных ориентиров, дает силу противостоять негативному влиянию среды.

Условия эффективности антинаркогенного воспитания.

Опыт антинаркогенної воспитательной работы во многих учреждениях образования убеждает в том, что ее результативность в значительной степени зависит от учета следующих требований:

- лучших результатов достигают тогда, когда воспитательная работа в этом направлении начинается как можно раньше (в дошкольном или младшем школьном возрасте);

- антинаркогенне воспитания следует направлять на осознание учениками недопустимости употребления наркогенных веществ;

- антинаркогенна воспитательная работа должна формировать такие нравственные черты личности, которые противодействуют употреблению наркогенных веществ (достоинство, честь, ответственность и др.);

- беседы на антинаркогенну тематику целесообразно проводить в небольших группах, в атмосфере доверия;

- содержание антинаркогенної воспитательной работы предусматривает раскрытие негативного влияния этих веществ на все составляющие человеческого организма, в частности детского, и на все виды деятельности личности;

- антинаркогенна воспитательная работа исключает употребление наркогенных веществ педагогами, воспитателями, наставниками.

Антинаркогенне воспитание осуществляют, прежде всего, во время изучения различных предметов, внеклассной и внеаудиторной работы. Оно является одним из направлений формирования всесторонне развитой личности.