Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.5 Правовое воспитание

Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура, формирование которой обеспечивается правовым воспитанием.

Правовое воспитание - воспитательная деятельность учреждения образования, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование у молодежи правового сознания, навыков и привычек законопослушания.

Осознание человеком правил общежития и требований законов, законопослушность ее поведения формируются под влиянием специальных воспитательных мероприятий, в процессе самовоспитания, разнообразных видов деятельности.

Государственная национальная программа «Образование» («Украина XXI века») среди приоритетных направлений совершенствования воспитания предполагает глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью. Поэтому формирование правовой культуры у молодого поколения является одним из важнейших компонентов основной цели национального воспитания.

Необходимость активизации правового воспитания молодежи обусловлена следующими факторами:

- развитие правового государства в Украине сопровождается интенсивным созданием ее правовой базы, что требует своевременного информирования людей о новые правовые акты;

- в последнее время сфера правового регулирования распространилась на подростков с одиннадцатилетнего возраста (создания Службы по делам несовершеннолетних, криминальной милиции по делам несовершеннолетних, специальных судов для несовершеннолетних), что требует соответствующей правовой компетенции несовершеннолетних до достижения этого возраста;

- девальвация моральных и общечеловеческих ценностей, снижение жизненного уровня населения вызывают распространение криминальных образцов поведения, которые проникают в молодежную среду;

- необходимость преодоления правового нигилизма среди всех слоев населения, в частности среди учащейся и студенческой молодежи.

Еще одним подтверждением остроты этой проблемы является тенденция опережающего роста преступности несовершеннолетних на фоне общей преступности.

Задачи и содержание правового воспитания.

Целью правового воспитания молодежи является формирование у нее правовой культуры гражданина Украины, что в первую очередь предполагает сознательное отношение к своим правам и обязанностям перс обществом и государством, закрепленных в Конституции Украины. Важное значение имеют глубокое уважение к законам и правилам человеческого общежития, готовность соблюдать и выполнять закрепленные в них требования, выражающие волю и интересы народа, активное участие в управлении государственными делами, решительная борьба с полотенцами законов.

Правовое воспитание имеет следующие задачи:

- вооружение молодых людей знаниями законов, систематическое информирование их об актуальных вопросах права;

- формирование правового сознания как совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации;

- привитие учащимся уважения к государству и праву;

- выработка навыков и привычек законопослушания как результата сознательного отношения к гражданскому долгу;

- формирование у учащихся нетерпимости к правонарушениям, преступности, стремление принимать посильное участие в борьбе с ними, способности противостоять негативным воздействиям;

- преодоления в правовом сознании ложных представлений, сформировавшихся под воздействием негативных общественных явлений.

Содержание правового воспитания определяют особенности права как нормативно-регулятивного явления, его общественные функции и значение для управления обществом. Законодательство Украины охватывает различные отрасли права. Среди них видное место принадлежит государственному праву. Его нормы регулируют важнейшие общественные отношения, закрепляющие основы организации общества и правовое положение лица, государственный строй. Ученики (студенты) обязательно должны хорошо знать основной закон Украины - Конституцию.

Важную роль в жизни граждан играет административное право, регулирующее организацию и деятельность аппарата государственного управления. Молодежь должна иметь представление об органах государственного аппарата и нормы административного права, которые охватывают разнообразные правила: санитарные, противопожарные, дорожного движения, пользования транспортом, поведения в общественных местах, воинского учета и многие другие, касающиеся деятельности предприятий, учреждений, их работников, поведения граждан. Если человек нарушает установленные правила, ее считают правонарушителем и накладывают на нее административное взыскание. Когда же правонарушителем становится несовершеннолетний, им занимается Служба по делам несовершеннолетних. Она имеет право применять к нему различные виды наказаний - вплоть до направления в специальную школу или профтехучилище.

Нормы гражданского права определяют отношения между конкретными гражданами, между гражданами и организациями, между различными организациями. Согласно им дети, как и взрослые, считаются правоздатними. Например, они могут владеть имуществом, что им досталось в наследство, на них распространяются нормы авторского права и т.д. Правда, не каждое лицо, которое обладает правоспособностью, может самостоятельно осуществлять свои права. Поскольку способности действовать разумно, правильно распоряжаться своим имуществом, в зависимости от возраста брать на себя различные обязательства человек приобретает неодновременно, закон предусматривает гражданскую дееспособность - способность лица совершать нужные действия для использования своих прав и обязанностей. Пределы дееспособности такие: 15 лет - частичная дееспособность; 15 - 18 - относительная дееспособность; 18 лет - полная дееспособность.

В процессе правового воспитания студенты усваивают некоторые нормы трудового права (относительно условий принятия на работу, перевода и увольнения с работы, продолжительности рабочего дня и времени отдыха, охраны и оплаты труда, моральной и материальной ответственности).

Правовое воспитание предполагает ознакомление учащихся (студентов) с основными нормами уголовного права. Они должны знать, что такое преступление, ответственность за подготовку и намерение преступления, соучастие в преступлении, возраст уголовной ответственности, необходимая оборона, уголовное наказание, отбывание наказания в местах лишения свободы, а также осознавать, что ни одно преступление не остается безнаказанным.

Нормы права регулируют также семейные отношения. Поэтому необходимо знакомить учащихся, студентов с правами и обязанностями супругов, родителей по воспитанию детей и др.

Видное место в право-воспитательной работе должен занимать ознакомление с основными положениями экологического права - об охране недр, водных ресурсов, воздуха, фауны, флоры, а также об обязанности граждан по охране природы.

Раскрывая в школе содержание правового воспитания, важно рассказать школьникам о Конвенции о правах ребенка. Согласно с ней ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

В основных положениях этого документа подчеркивается, что:

- государства - участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые ее касаются, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12);

- ребенок имеет право выражать свое мнение; это право включает свободу поиска, содержания и выдачи информации и идей любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13/1);

- государства - участники определяют право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15/1);

- ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16/1);

- государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации любым другим лицом (ст. 19/1).

Реализуя содержание правового воспитания, педагогам нужно умело координировать процесс освоения учениками, студентами правовых знаний, приобретение ими навыков и привычек законопослушания согласно возрастных и индивидуальных особенностей. Следует также содействовать активному использованию прав и свобод.

В правовом воспитании студенческой молодежи высшие учебные заведения имеют те же задачи, что и средняя общеобразовательная школа. В то же время возможности правового воспитания будущих специалистов расширяются за счет широкого привлечения их к обеспечению общественного порядка, неформальных объединений по правовым интересам, участию в исследовании проблем юридической тематики, шефства над педагогически запущенными подростками и несовершеннолетними правонарушителями, которые стоят на учете в Службе по делам несовершеннолетних. Кроме того, во время виробничоїпрактики будущие специалисты имеют возможность ознакомиться с теми положениями украинского права, регулирующих производственные отношения.

Условия эффективности правового воспитания.

В правовом воспитании важно придерживаться таких требований:

- раскрывать содержание всех отраслей права, не акцентируя внимания на какой-то одной (например, уголовном праве), потому что в повседневной жизни человек руководствуется основными положениями всех отраслей права;

- характеризуя конкретные правовые нормы, следует показывать их связь с моралью, на которой право основывается;

- иллюстрируя нарушение норм права, не нужно злоупотреблять негативными примерами - лучше использовать образцы, которые учат, как нужно действовать в определенной правовой ситуации;

- описывая факт совершения преступления, не следует его детализировать, чтобы не вызвать желание подражать; важно раскрыть суть негативного поступка и вызвать его осуждение воспитанниками;

- привлекая к воспитательной работе работников правоохранительных органов, нужно ознакомить их с особенностями общения с молодыми людьми соответствующих возрастных категорий;

- эффективности право-воспитательной работы можно достичь при условии привлечения молодого человека к правоохранительной деятельности;

- решающим фактором правового воспитания молодежи является высокая правовая культура педагога и соответствующий правопсихологічний климат в учреждении образования.

Благодаря правовому воспитанию у молодого человека должна быть выработана внутренняя потребность жить и действовать в соответствии с нормами права, неукоснительно соблюдать правила человеческого сосуществования и требований украинских законов.