3. Теория и методика воспитательного процесса
3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания
3.3.4 Половое воспитание и подготовка к семейной жизни
Формирование половой культуры личности, подготовка ее к сознательной реализации тендерных ролей (поло обусловленных социальных стандартов поведения) является одним из стержневых аспектов полового воспитания.
Половое воспитание - составляющая общего процесса воспитательной работы, что обеспечивает правильное половое развитие детей и молодежи и овладение нормами взаимоотношений с представителями противоположного пола, а также правильное отношение к проблемам пола.
Особенности полового воспитания в современной школе обусловлены следующими факторами:
- ускоренное половое развитие детей;
- низкий уровень информированности несовершеннолетних о половой жизни;
- половая распущенность некоторой части несовершеннолетних, детская проституция и преступность на сексуальной почве;
- негативное влияние на детскую психику порнографии, вульгарной информации.
Все это искажает взгляды многих молодых людей на семью, выполнения семейных обязанностей и является одной из причин большого количества разводов.
В половом воспитаны прежде всего необходимо учитывать возрастные особенности личности. Так, в младшем школьном возрасте происходит осознание своей половой принадлежности, закладываются психологические основы сексуальности: застенчивость или дерзость, резкость или мягкость, доброта или злобность и т.д. В этом возрасте дети активно усваивают принципы общения людей разного пола, интересующихся вопросами материнства.
В подростковом возрасте, с началом полового созревания, растет интерес к противоположному полу, увеличивается половое влечение, становится актуальной информация сексуального содержания. Появление вторичных половых признаков у представителей обоих полов дает им возможность почувствовать себя мужчинами и женщинами. Половое созревание сопровождается формированием мужской и женской психологии, эротическими представлениями, мыслями. Подросток интересуется книгами, кинофильмами о любви, разговорами взрослых на интимные темы.
В юношеском возрасте личность достигает физической зрелости, окончательно формируется ее половая система. Завершаются первичная социализация, общественное становление личности и социальное самоопределение, приобретение духовных ценностей начинается активное вхождение в общественную жизнь.
Задачи и содержание полового воспитания.
В процессе полового воспитания педагоги должны концентрировать свое внимание на решении таких морально-психологических вопросов, которые способствовали бы формированию правильных отношений между представителями обоих полов, предупреждали бы половую роз пустую, закладывали бы основы крепкой семьи в будущем.
Прежде всего важно воспитывать у учащихся уважение к своей личности, мужскую и женскую гордость. По этому поводу В. Сухомлинский утверждал, что ребята должны получить «мужское воспитание» (закалиться, быть готовыми к тяжелым работ, помощи старшим и девушкам). Напоминания взрослых «Ты человек» способствует воспитанию рыцарского отношения к девушке. В свою очередь, девушки должны получить «женское воспитание». При этом строгость девушки, ее требовательность и нетерпимое отношение к злу и несправедливости, стремление быть яркой, независимой личностью являются средствами воспитания у юношей качеств настоящего мужчины.
Наряду с воспитанием мужского и женского достоинства у молодых людей следует формировать уважение к противоположному полу. Особенно это касается юношей, которые должны видеть в девушке подругу, будущую жену, мать своих детей, а не только биологически противоположный пол. Самоуважение и уважение к противоположному полу является тем моральным предписанием, который регулирует отношения между полами. Относительно этого пристального внимания требует подростковый возраст, когда возникает несоответствие между ступенями половой зрелости девушек и парней.
Исключительное значение в половом воспитании имеет формирование у подростков таких нравственных качеств, как застенчивость, совесть, скромность, способствующих гармонізуванню отношений, предупреждению половой распущенности.
Особое место в половом воспитании должно занять формирование у юношей и девушек чувства ответственности за свои действия в половой сфере. Следует добиваться осознания ими того, что половые связи без настоящего чувства есть вульгаризацією половых желаний, лишают человека возможности пережить высокое и прекрасное чувство, сталкивают ее на путь примитивизации отношений. Подросток должен понять, что легкомысленное половая жизнь может стать причиной трагедии будущей семьи, которую особенно болезненно переживают дети.
Насущной проблемой, которую должно решать половое воспитание юношей и девушек, является стремительное распространение в мире Спида. Молодые люди должны знать о риске заражения этой болезнью во время половых отношений; через биологические препараты, взятые у вирусоносителя; ребенка от зараженной матери. Они должны знать и то, как именно разворачивается процесс болезни, ее симптомы и последствия. Лечение Спида является слишком сложной проблемой, поскольку пока не найдено средств, которые бы полностью уничтожали вирус в организме человека.
Готовя учащуюся и студенческую молодежь к семейной жизни, важно привить ей умение выбрать себе друга (партнера) на всю жизнь, налаживать взаимные отношения, делать друг другу уступки, не превращать мелкие недоразумения на семейные конфликты; вести домашнее хозяйство, распределять между собой обязанности и распоряжаться бюджетом; воспитывать детей и т. д. Эти знания и умения необходимо получить в процессе обще-социальной, моральной, психологической, правовой, хозяйственно-экономической и эстетической подготовки к семейной жизни.
Обще-социальная подготовка предусматривает формирование чувства ответственности за создание семьи, способности составлять и реализовать свои жизненные планы, вести здоровый образ жизни, заботиться о воспитании детей в семье.
Моральная подготовка заключается в формировании рис семьянина, ознакомлении с моральными устоями семейной жизни, культурой и этикой взаимоотношений в семье.
Психологическая подготовка направлена на привитие необходимых для семейных отношений психологических черт, эмоциональной гибкости, снисхождения, адаптивности, готовности преодолевать конфликтные ситуации. В нее входит обучение приемам саморегуляции, снятия стрессов, самоконтроля и самокоррекции поведения.
Правовая подготовка имеет своей целью ознакомление с основными нормами семейного права.
Хозяйственно-экономическая подготовка предусматривает формирование готовности и способности вести домашнее хозяйство, навыков бережливости, умение планировать семейный бюджет.
Эстетическая подготовка направлена на формирование представлений об эстетической культуре семьи и половых отношений, эстетику быта и желание вносить в него прекрасное и др.
В процессе подготовки к семейной жизни необходимо учиться предотвращать возникновение кризисных ситуаций в семье, особенно в начале супружеской жизни. Дети должны знать, что чаще всего причинами семейных ссор и неудовлетворенная потребность равенства; неадекватная самооценка неудовлетворенная потребность в общении; несовместимость партнеров, недостатки в воспитании; особенности нравственных ценностей семьи (потребительство, эгоизм, чрезмерная критичность); неравномерное распределение обязанностей; неудовлетворенные материальные потребности; нарушение семейной этики, основными о явами которого есть измена, ревность; неудовлетворенные сексуальные потребности; разные взгляды на воспитание детей; несправедливое отношение к родственникам партнера.
Условия эффективности полового воспитания.
Половое воспитание нельзя рассматривать как ситуативный процесс, упущения в котором можно безболезненно компенсировать в будущем. На самом деле - это системная, кропотливая, целенаправленная, слишком деликатная работа, которую необходимо начинать на ранних этапах развития личности, внося со временем необходимые коррективы, обогащая ее формы и методы. Эффективность полового воспитания зависит от соблюдения следующих общих условий:
- начало полового воспитания детей с дошкольного возраста, чтобы предотвратить формированию у них искаженных и вульгаризованих представлений о половых отношениях между людьми;
- обязательный учет условий семейного воспитания, личный пример родителей;
- дифференциация содержания, средств, направлений воспитательных воздействий на ребят и девушек;
- использование реальных примеров верной любви и супружеской жизни без злоупотребления иллюстрациями из произведений искусства, чтобы у учащихся не сложилось впечатление, что настоящая любовь, взаимоуважение между мужчиной и женщиной, верность существуют только в литературе или в кино;
- соблюдение принципа, по которому готовить учащихся к семейной жизни могут успешно только компетентные воспитатели, чьи жизненные принципы не расходятся с декларируемыми, которым дети доверяют и которых уважают.
Практическое осуществление полового воспитания граничит с проблемой информированности, открытости, меры, такта педагога, требует доверительной атмосферы в классе, аудитории, в отношениях педагога и ученика, не терпит пошлости, нарочитой скромности, поскольку в его эпицентре - мотивы высокой любви и будничных обязанностей человека.