Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.3 Нравственное воспитание

В формировании всесторонне развитой личности ведущее место принадлежит нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - воспитательная деятельность, имеющая целью сформировать устойчивые нравственные качества, потребности, чувства, навыки и привычки поведения на основе идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.

Нравственное воспитание формирует нравственные понятия, взгляды и убеждения. Оно призвано также способствовать развитию нравственных чувств, которые выражают запросы, оценки, направленность духовного развития личности. Не меньшее значение имеет и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Составляющие нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания характеризуется понятиями «мораль», «нравственность», «нравственное сознание», «нравственные убеждения», «нравственные чувства», «нравственные привычки», «нравственная направленность» .

Мораль - система идей, принципов, законов, норм и оценок, регулирующих отношения между людьми. Она выполняет познавательную, воспитательную, оценочную функции. Нормы и принципы морали, ее идеалы и чувства определяют жизненную позицию личности, сообщества. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах его общественной жизни - в быту, науке, политике, в семье, общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.

Нравственность является этическим понятием, синонимом понятия «мораль». Однако если мораль - это форма сознания, то нравственность - практическое воплощение этических норм и принципов, преломление общеобязательных моральных предписаний через внутренний мир конкретной личности. Поэтому в нравственности человека моральные нормы часто совпадают с его внутренними мотивами поведения, деятельности.

Моральное сознание - одна из сфер общественного сознания; она отражает реальные отношения и регулирует моральный аспект деятельности человека. Моральное сознание охватывает моральные принципы, представления, идеалы, понятия «добро», «зло» и др., которые объединяются в систему взглядов на предназначение человека, смысл его жизни.

Моральные убеждения - пережитые и обобщенные моральные принципы, нормы. Они является рациональной основой нравственной деятельности личности, которые дают ей возможность поступать сознательно, понимая необходимость, целесообразность определенного поступка.

Моральные чувства - запросы, оценки, направленность духовного развития личности. Они являются эмоциональным аспектом духовной деятельности личности, вместе с моральными убеждениями характеризует нравственность личности.

Моральные привычки - полезные для общества устойчивые формы поведения, которые являются внутренней потребностью личности и проявляются в любой ситуации и условиях. Это простейшая форма поддержки и передачи следующим поколениям обычаев, норм поведения. Формирование нравственных привычек является одной из важнейших задач воспитателя.

Нравственная направленность - устойчивая общественная позиция личности, состоит на мировоззренческой основе мотивов поведения и проявляется в различных условиях как свойство личности. Моральная направленность предполагает наличие у личности нравственных убеждений, нравственных привычек, морального сознания, которые в совокупности образуют ее нравственность.

Методологической основой нравственного воспитания является этика.

Этика - наука о морали, природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и взаимоотношений между людьми в обществе.

В нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, согласно которой человеку присуще стремление к добру, правде и красоте. «Именно от того люди преимущественно умеренно добрые, правдивые и хорошие, - считает современный российский писатель и педагог Симон Соловейчик, - что в душе человека, на "кухне желаний" постоянно горит свет - живет дух, живет желание добра, правды и красоты...»

Нравственное воспитание предполагает формирование национального сознания и самосознания, привитие национальных ценностей (любви к родной земле, своему народу и др.), готовности к труду во имя Родины. Личность должна осознавать причастность к своему народу, чувствовать и отстаивать национальное достоинство, подтверждаю ли это практическими делами.

Этапы формирования национального сознания и самосознания.

В развитии национального сознания и самосознания важными являются следующие этапы:

1. Этническое самосознание (етнизация). Оно является первоосновой, корнями патриотизма. Етнизация ребенка начинается с раннего периода жизни в семье, с колыбельной, сказки, соблюдение народных обычаев, обрядов, народной песни и т.д. В раннем возрасте формируется культ родного дома, семьи, предков, родного села, города. Фундаментальное значение в процессе етнізації имеет родной язык, которому до определенного времени не должны мешать другие языки.

2. Национально-политическое самосознание. Приходится в основном на подростковый возраст и предполагает осознание себя как части нации, своей причастности к ней как политического феномена, что имеет или занимает определенное место среди других наций. Важным при этом является формирование исторической памяти, чувства национального достоинства.

3. Общественно-государственное самосознание. Предполагает осознание понятий «патриотизм» и «национализм», воспитание заботливого отношения к национально-культурным ценностям других народов, привитие чувства национальной, расовой, конфессиональной толерантности.

На каждом из этих этапов формирования национального сознания и самосознания у молодого человека стекла дается система моральных ценностей, которая коренится и национальной ментальности.

Система моральных ценностей. К системе мораль ных ценностей входят вечные, национальные, гражданские, семейные и ценности личной жизни.

Абсолютно вечные ценности. Имеют универсальное значение и неограниченную сферу применения и является обще человеческими (добро, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и др.).

Национальные ценности. Являются значимыми для одного народа. их не всегда разделяют другие этносы. Например, чувство национализма понятное и близкое основном порабощенным народам и менее известное тем, которые никогда не теряли своей независимости. К этой группе ценностей от носят понятие «патриотизм», «чувство национального достоинства», «историческая память» и др.

Гражданские ценности. Основываются на признании достоинства человека. Присущие демократическим обществам Они касаются прав и свобод человека, обязанности перед другими людьми, идеи социальной гармонии, уважения к закону и т.д.

Семейные ценности. Охватывают нравственные основы жизни семьи, отношений поколений, супружеской верности (забота о детях, память о предках и т.д.).

Ценности личной жизни. Имеют значение в первую очередь для определенной личности, определяющие черты его характера, поведение и хозяйственный успех, стиль частной жизни и др.

Большие возможности для формирования национального самосознания заложены в неписаных законах рыцарской чести, предусматривающие:

- воспитание любви к родителям, родному языку; верности в любви, дружбе, побратимстві; уважительного отношения к Родине;

- готовность защищать слабых, заботиться о младших;

- благородное отношение к девушки, женщины, бабушки;

- непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности;

- отстаивание полной свободы и независимости личности, народа, государства;

- заботу о развитии народных традиций, обычаев, обрядов, бережное отношение к родной природе;

- стремление делать пожертвования на строительство храмов, учебно-воспитательных и культурных учреждений;

- целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма.

Хорошим советчиком в военно-патриотическом воспитании может служить и кодекс рыцарских подвигов: готовность бороться за свободу, веру, честь и славу Украины; пренебрежение опасностью, когда дело касается жизни друзей, собратьев, Матери - Украины; стремление защищать родной край от завоевателей, героизм, подвижничество в труде и бою.

Воспитательная работа со студенческой молодежью направляется на формирование моральных качеств, которые должны быть присущи специалисту определенного профиля - юристу, учителю, врачу и др., то есть на формирование профессиональной этики. Так, к этике учителя относятся правила, регулирующие взаимоотношения учителя с людьми, которые являются объектами его педагогического воздействия (учениками, их родителями, коллегами и администрацией учреждения образования и др.). Они могут быть сформулированы так:

- уважайте человека в своих учениках, берегите и развивайте их достоинство;

- не подчеркивайте без особых потребностей вашего превосходства над учащимися;

- меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в соответствии с их возрастом, духовным ростом;

- избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены, не принимайте решений, будучи раздраженными, отстаивайте их, что даст вам возможность разумно распорядиться своим правом, а ученикам - разумно подчиниться ему и т.д.

Следовательно, профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования для различных профессий и раскрывает специфические нравственные обязанности в отношении тех видов трудовой деятельности, которые связаны с влиянием на человека. В то же время в профессиональной этике нет таких норм, которые не имели бы своих аналогов среди общих моральных норм.

Условия эффективности нравственного воспитания.

Эффективность нравственного воспитания молодежи определяют следующие факторы:

- создание в учреждении образования психологического климата уважения моральных норм, правил человеческого сосуществования;

- соответствие содержания нравственного воспитания его целям и уровню нравственного развития воспитанников;

- разумное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного воздействия, обеспечивающего единство нравственного сознания и поведения;

- своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом (студенческом) коллективе;

- преодоление авторитарного стиля в отношении педагогов к воспитанникам, построение его на принципах гуманизма.

В современной цивилизации обозначились западноевропейская и американская моральные системы. Согласно западноевропейской моральной системой, ради достижения даже «великого добра» недопустимо «малое зло» (скажем, помогать товарищу, передав ему шпаргалку), сторонники американской (она доминирует на постсоветских просторах) считают приемлемым сочетание добра и зла.

В процессе нравственного воспитания важно предупредить проявления и развитие таких черт и качеств личности, которые могут привести к нарушению моральных норм. Поэтому задача воспитателя - формировать у молодого человека твердую моральную позицию, способность противостоять негативным воздействиям со стороны близкого окружения и социума в целом.