Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

3.3.2 Умственное воспитание

Будучи сосредоточенным на умственном развитии личности, умственное воспитание является важным фактором всестороннего ее развития. Его целью прежде всего является развитие мышления, познавательных возможностей.

Умственное воспитание - целенаправленная деятельность педагогов по развитию интеллектуальных способностей и мышления человека, привитие культуры умственного труда.

Это непрерывный процесс, который осуществляется во время обучения, труда, игры, общения, получения сведений из книг, средств массовой информации.

Задачи и содержание умственного воспитания.

Основной задачей умственного воспитания является вооружение учащихся знаниями основ наук и формирование на их основе научного мировоззрения. Важное значение имеют также овладение основными мисленнєвими операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.) и выработки умений и навыков, культуры умственного труда. Эти задачи решают прежде всего в учебном процессе.

Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себя.

Содержание научного мировоззрения составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и стали внутренней позицией личности.

Еще одной отличительной особенностью научного мировоззрения является способность к теоретическому мышлению.

Для научного мировоззрения характерна научная картина мира - система представлений о самых общих законах строения и развития Вселенной и ее отдельных частей, что позволяет на основе научных данных о тенденциях развития природных и общественных явлений, предвидеть их будущее (так, астрономы определяют следующее затмение Солнца, ученые геофизики прогнозируют землетрясения и т.д.).

Научное мировоззрение проявляется в поведении человека и определяется не только наличием в сознании научных понятий, законов, теорий, но и готовностью отстаивать свои идеалы, взгляды, убежденностью в правильности своей ежедневной поведения, деятельности. «Убеждение - считал В. Сухомлинский, - это не только осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий, но и личная ее готовность действовать согласно этих правил и понятий. Убежденность мы наблюдаем тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность того или иного понятия не только не вызывает у человека сомнений, но и формирует ее субъективное состояние, ее личное отношение к истине».

С научным мировоззрением сосуществует религиозное мировоззрение. Религия - форма сознания, стержнем которой является вера в Бога - творца мира. Формируя научное мировоззрение, учителя должны уважать религиозные чувства верующих учеников и их родителей, чтобы предотвратить конфликты, образам, унижением их достоинства. При этом необходимо опираться на принцип религиозного плюрализма и веротерпимости. Поэтому главное - привить молодому человеку доброту и честность, развить способность к благородным поступкам, умение мыслить и отстаивать свои убеждения. А вера или безверие должно быть личным выбором.

В учебном процессе заложены большие возможности для формирования научного мировоззрения. Каждая наука изучает закономерности явлений определенной сферы объективного мира, и соответственно каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения. Так, предметы естественного цикла способствуют формированию системы понятий о явлениях и процессах действительности, о ее закономерностях, воспитывают активное преобразовательное отношение к природе. Изучение гуманитарных дисциплин знакомит с этапами развития различных цивилизаций, сущностью явлений, которые в них происходили, способствует формированию научных взглядов на развитие общества, пониманию смысла жизни, определению цели деятельности, направленности своего поведения. Успешное формирование мировоззрения учащихся, студентов возможно при условии, что учитель, преподаватель хорошо знают не только свой предмет, но и смежные учебные дисциплины и осуществляют в процессе обучения межпредметные связи. Ведь средств одного учебного предмета для этого недостаточно. Такой подход дает возможность раскрыть научную картину мира, показать его единство.

В формировании мировоззрения важно использовать философский смысл, традиции, обычаи и обряды народного календаря - источники экологических, нравственных и эстетических ценностей. Так, неоценимое воспитательное значение имеют идеи о безграничности мира, вечность жизни и его постоянное обновление, цикличность природных явлений. Материалами народного календаря пользуются на уроках народоведения, родного языка, литературы, географии, физики, астрономии, в многогранной внеклассной и внешкольной работе.

Важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся играет внеклассная, внеаудиторная воспитательная работа, что дает возможность обнаружить и соответственно корректировать ошибочные мировоззренческие взгляды и убеждения, отклонения от норм поведения.

Особую роль в формировании мировоззрения учащихся играет социальная и профессиональная позиция педагога.

В процессе умственного воспитания общеобразовательная школа должна сформировать у учащихся следующие умения:

- читать - определенно, в необходимом темпе, с учетом жанра текста, осознавая смысл прочитанного;

- слушать, сосредотачивать внимание на содержании воспринятого, анализировать и оценивать текст;

- устно формулировать и высказывать свои мысли, отвечать на вопросы; пересказывать содержание прочитанного или услышанного; словесно описывать картины, приборы, объекты; ставить вопросы к рассказу учителя, прочитанного текста и т.д.;

- писать - правильно списывать с доски, с книги; описывать увиденное; писать под диктовку; писать сочинение на заданную или свободную тему, реферат; конспектировать прочитанное и т.п.;

- работать с книгой - подбирать необходимую литературу по библиографией; определять его общее содержание; использовать различные формы записи прочитанного; пользоваться справочной литературой, периодикой;

- специальные умения - читать ноты, технические чертежи, карты; слушать музыку; записывать формулы, нот ни знаки и др.

Учебные умения должны дополняться культурой умственного труда - способностью рационально организовать умственный труд, чередовать ее с отдыхом, постепенно входить в работу, работать в оптимальном ритме и др.

Правильно организованное обучение, что предусматривает привлечение всех учащихся к активной познавательной деятельности и использование специальных заданий на развитие мышления, положительно сказывается на интеллектуальном развитии и воспитании школьников.

Одной из главных задач вузовского этапа умственного воспитания является формирование у студента умений и навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературы, решение различных познавательных задач, пользования справочной литературой (энциклопедиями, справочниками и др.), составление конспектов, а также написание работ, которые требуют творческого подхода и самостоятельного анализа определенной проблемы (рефератов, докладов, курсовых работ и др.). Кроме того, у студента должна сформироваться потребность постоянно пополнять свой багаж профессиональных знаний после окончания высшего учебного заведения. Высшее образование призвано обеспечить будущему специалисту и прочные научно-мировоззренческие ориентиры, предоставить им формы твердых личностных убеждений.

Условия эффективности умственного воспитания.

Эффективность умственного воспитания в значительной степени зависит от многих факторов. Обобщенно их можно свести к следующим положениям:

- умение педагога выделить в учебном предмете мировоззренческие утверждения, идеи, законы, закономерности, концепции и реализовать их во время обучения;

- соблюдение педагогом принципа внутріпредметних и межпредметных связей как фактора единства и взаимосвязи явлений, процессов реального мира;

- овладение учениками, студентами анализом, синтезом, сравнением, обобщением, выработка навыков аргументировать свои мысли, отстаивать свои мировоззренческие позиции;

- привлечение учащихся, студентов к активной общественной деятельности с целью укрепления единства мировоззрения и поведения;

- своевременное корректирование отклонений в поведении отдельных учащихся, студентов;

- соответствие мировоззренческой позиции педагогов и родителей потребностям общества.

Несмотря на некоторые универсальные особенности умственное воспитание в высшей школе имеет свою специфику. Поскольку каждое высшее учебное заведение обеспечивает профессиональную подготовку, то основной его задачей является максимальное развитие познавательных и творческих способностей студентов - будущих специалистов, формирование у них научного мировоззрения. Не меньшее значение имеет и дальнейшее развитие культуры умственного труда. С этой целью много высших учебных заведений предусматривают занятия, которые раскрывают особенности планирования самостоятельной работы конспектирование лекций, научной литературы, пользование каталогами библиотек, Интернетом, освоение основ научных исследований и т.д.