Урок 110
Тема. Перенос слов с удлиненными согласными звуками. Составление предложений
Цель: ознакомить с приемами деления для переноса слов с удлиненными мягкими согласными; совершенствовать умение правописания слов с этими согласными; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, формировать поведение в соответствии с этикетных норм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 248)
- Прочитайте слова с удлиненными согласными звуками и поставьте к ним вопросы.
- Какие родственные слова вы подобрали?
2. Минутка чистопису
Д ддя орудия
- Подберите слова с этим буквосочетаниями. (Подбородок, судья, принадлежности)
- Составьте с одним из них предложение и запишите его.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем учиться переносить по слогам слова с удлиненными мягкими согласными. Будем также развивать умение составлять предложения.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 249)
- Подумайте, как можно разделить для переноса слова с удлиненными согласными.
- Прочитайте правило на с. 104 и, пользуясь им, спишите слова и разделите их для переноса по-разному.
- С двумя словами (по выбору) составьте и запишите предложение.
2. Коллективная работа (упражнение 251)
- Прочитайте стихотворение и объясните, как вы его понимаете.
- Что случалось в случае, когда учащиеся класса работали недружно, ссорились?
- Запишите по памяти последняя строка стихотворения. Подчеркните слово с удлиненным согласным звуком. До этого подберите слова из стихотворения слово, противоположное по значению.
3. Самостоятельная работа (упражнение 250)
- Прочитайте пословицы и выпишите слова с удвоенными буквами, разделяя их для переноса.
- Найдите в пословицах слова, противоположные по значению.
4. Физкультминутка
V. Сакріплення изученного материала
1. Выборочный диктант
- Выпишите слова с удлиненными звуками, разделив их черточками для переноса по-разному.
Загадка
Поднялась в небо синее
Странная башня в долине.
В середине - гудение.
Гоготіння, клекотанье,
Потому что такая в ней жарота,
Ибо такова ее работа.
День и ночь она без устали
Варит сталь.
А зовется... (домна).
(П. Коломиец)
2. Работа с загадкой (упражнение 253)
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Какие одинаковые звуки вы нашли в выделенных словах? Произнесите звуки, которыми эти слова отличаются. Письменно разделите выделенные слова для переноса.
3. Самостоятельная работа (упражнение 252)
- Выпишите слова с удлиненными согласными звуками, вставляя пропущенные буквы.
- К выделенным словам подберите родственные так, чтобы безударный звук стал наголошеним. Запишите эти слова парами.
4. Работа с текстом (упражнение 254)
- Что вы скажете о поведении Николая и Димы? Или вежливые эти ребята? Составьте об этом предложении.
- Составьте предложение о том, как надо вести себя, если с кем-то не соглашаешься.
VI. Итог урока
- Как нужно переносить из строки в строку слова с удлиненными мягкими согласными звуками?
- Разделите для переноса слова семена, старания, лицо, обувь.
- Составьте предложение с одним-двумя словами.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 104, упражнение 255.