Урок 111
Тема. Звуко-буквенный анализ слов с удлиненными согласными звуками. Составление рассказа по рисунку и вопросами
Цель: учить анализировать звуко-буквенный состав слов с удлиненными согласными звуками; закреплять умения правописания слов с мягкими удлиненными согласными; формировать умение составлять устные и письменные рассказы по рисункам и вопросами или без них; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать патриотические чувства, гордость за ветеранов Великой Отечественной войны, уважительное отношение к ним.
Оборудование: подборка литературы о Великой Отечественной войне (с фотографиями и рисунками).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 255)
- Прочитайте списаны предложения. Которые они за интонацией и целью высказывания?
- Зачитайте выписанные в алфавитном порядке слова с удлиненным согласным звуком.
- Как обозначаются на письме удлиненные согласные звуки?
- Как нужно переносить слова с удвоенными буквами?
2. Минутка чистопису
Шк ол вч Школьники
- Подберите и запишите слова с удлиненными мягкими согласными звуками, употребляя словосочетание ол, вч. (Волосы, колосья, обучение)
- Составьте звуковые модели этих слов.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем учиться анализировать звуко-буквенный состав слов с удлиненными согласными звуками, писать слова с удвоенными буквами. Также будем составлять рассказы: письменное - по рисунку и вопросами, устное - только по рисунку.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа (упражнение 256)
- Прочитайте и спишите слова.
- Сделайте устный звуко-буквенный анализ по представленным в таблице образцу.
2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 259)
- Прочитайте текст и подберите к нему заголовок.
- Выпишите сначала слова с удвоенными буквами чч, затем - тт, сс, нн.
3. Физкультминутка
4. Составление рассказа по рисунку и вопросами (упражнение 257)
- Рассмотрите рисунок.
- Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справки.
1) Где работают школьники?
2) Что делают старшие дети? Кто им помогает?
3) Что делают девочки, а что мальчики?
- Подберите заголовок и запишите рассказ.
V. Сакріплення изученного материала
1. Беседа (упражнение 260)
- Расскажите, что вы знаете о войне нашего народа и народов других стран с фашистскими захватчиками. Откуда вы об этом узнали?
Чтобы дети лучше осознали информацию о днях войны и победу в ней, учитель свой рассказ иллюстрируется фотографиями и рисунками из книжных изданий.
2. Составление устного рассказа по рисунку (упражнение 261)
3. Работа со стихотворением (упражнение 262)
- Подготовьтесь и выразительно прочитайте стихотворение.
- Как вы понимаете выражение невмирущому герою?
- Спишите стихотворение. Объясните, почему в слове опушке пишем удвоение букв.
- Каким правилом надо пользоваться, чтобы правильно написать слова вершин, герою?
- Написание какого слова следует запомнить?
- Найдите в стихотворении слова с буквами, которые обозначают по два звука. Подчеркните эти буквы.
4. Коллективная работа (упражнение 263)
- Подготовьтесь выразительно читать предложения.
- О чем в них говорится? Объясните употребление восклицательного знака.
- Выразительно прочитайте предложения цепочкой.
- Спишите два предложения (по выбору). Подчеркните служебные слова.
VI. Итог урока
- Что научились делать на уроке?
- Как обозначается на письме удлиненный согласный звук?
- Как такой звук обозначается в звуковой модели?
- Приведите примеры слов с удлиненными согласными.
- О праздник нашего народа мы сегодня говорили?
- Когда его отмечают?
- Как надо относиться к ветеранам и памяти погибших?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 264.