Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

Важным условием эффективности воспитания является четкая постановка его цели, глубокое понимание и осознание ее воспитателями. Наличие цели дает возможность определить содержание и задачи каждого направления воспитания.

3.3.1 Цель и задачи национального воспитания

Цель воспитания основывается на национальных ценностях, придавая воспитанию целеустремленности и обеспечивая его результативность.

Цель воспитания.

С ориентацией на цель происходят направления воспитательного процесса, отбор методов, организационных форм, средств воспитательной деятельности.

Цель воспитания - совокупность свойств личности, которые стремится сформировать общество.

Имея объективный характер, цель воспитания выражает в обобщенной форме идеал человека.

Подчеркивая важность определения цели и задач воспитания, К. Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности... Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые, а потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа».

А. Макаренко толковал цели воспитания как программу человеческой личности, человеческого характера, вкладывая в понятие «характер» все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, а также политическое воспитание, знания и т.п. Выдающийся педагог считал, что «воспитатели должны иметь такую программу человеческой личности и стремиться реализовать ее».

Общей целью воспитания является гармоничное развитие человека. Эта цель сформировалась еще в древнегреческих Афинах, где зародилось понятие «калокагатія» (великодушие) - идеал воспитания, сочетающий благородство, богатство, физическое совершенство и моральные добродетели. В эпоху Возрождения итальянские гуманисты дополнили его идеей всестороннего развития личности. Так сложился идеал всесторонне и гармонично развитого человека.

Идеал - представление о образец человеческого поведения и отношений между людьми, которые исходят из понимания цели жизни.

Формирование идеала человека зависит от воспитания, условий жизни и деятельности, особенностей его личного опыта.

Идеалы отличаются по содержанию, структуре и действенностью.

Содержание идеала охватывает черты реальных лиц, литературных героев и т.п., которые человек считает идеальными.

Структура идеала свидетельствует о степени его обобщенности, то есть является ли идеалом конкретный человек, или совокупность черт нескольких лиц, обобщенных в едином образце.

Действенность идеала означает степень его влияния на поведение и сознание личности.

Идеал национального воспитания глубоко раскрыты в трудах украинского педагога Григория Ващенко «Воспитательный идеал», «Воспитательная роль искусства», «Тело-воспитание как средство воспитания воли и характера» и др. В его основу положены общечеловеческие и национальные ценности, что является духовным достоянием народа.

К общечеловеческим ценностям относятся моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признание идеалов любви и красоты. Их носителем является христианская религия. Она ориентирует человека на служение высшему идеалу - Богу.

Вместе с тем человек рождается и живет в конкретном национальном среде, которая отличается своим языком, культурой, обычаями. С рождения ее окружают национальные ценности.

Идеал национального воспитания основывается на служении Богу и своей нации. Бог - это абсолютная Правда, Любовь, Справедливость, Красота. Нация - реальная земная сообщество, в жизни которой должны реализоваться абсолютные общечеловеческие ценности. В педагогическом смысле воспитательным идеалом является человек, который служит Богу и Украине. Г. Ващенко резко противопоставляет идеал украинского национального воспитания большевистской модели, которая основывается на материализме и атеизме, и национал - социалистической идеологии фашизма с ее проповедью культа силы и пренебрежения к человеку.

Конечной целью воспитания личности является ее подготовка к жизни в обществе, к выполнению ролей гражданина, труженика, общественного деятеля, семьянина, товарища. Подготовка к роли гражданина предполагает формирование у человека ярко выраженной активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности перед обществом. Роль труженика охватывает умение и желание активно работать, создавать новые материальные и духовные ценности. Быть общественным деятелем значит принимать активное участие в общественной жизни. Уже в школе личность необходимо готовить к роли семьянина, будущего отца, мужа, матери, жены. Как товарищ каждый должен уметь понимать другого человека, сочувствовать, жалеть, уступать, делиться и т. д.

Государственная национальная программа «Образование» задачи воспитания учащейся и студенческой молодежи. Ведущие задачи национального воспитания детей и молодежи обусловлены приоритетными направлениями реформирования воспитания, определенными Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века»). К ним относятся:

- формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради государства, готовности ее защищать;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине - матери, культуре и истории своего народа;

- формирование высокой языковой культуры, овладение украинским языком;- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям украинцев и представителей других наций, живущие на территории Украины;

- воспитание духовной культуры личности, создание условий для формирования мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой морали: правдивости, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

- формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитания цивилизованного хозяина;

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

- воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;

- содействие глубокому осознанию взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

- формирование экологической культуры человека, его гармоничных отношений с природой;

- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

- формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.

Четкое определение цели и задач национального воспитания дает возможность построить программу воспитания учащихся и студентов.

Программа воспитания - краткое изложение основных положений и целей деятельности учебно-воспитательного заведения по воспитанию учащихся на протяжении всего периода их обучения.

Ориентиром для школы в составлении программы воспитания должно быть «Ориентировочный содержание воспитания в национальной школе», рекомендованный Министерством образования и науки Украины.

Всестороннее развитие человека является главной целью воспитания, которое охватывает умственное, нравственное, половое, правовое, антинаркогенне, экологическое, трудовое, экономическое, эстетическое и физическое воспитание в их неразрывной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Каждый из этих направлений имеет свои задачи и содержание. Планируя воспитательную работу с ученическим коллективом, исходят из главной цели воспитания школьника, направлений, содержания и конкретных задач, решение которых будет способствовать формированию личности, способной выполнять функции гражданина Украины, труженика, семьянина и товарища.