Лекция 2 ОБЩЕНИЕ
КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Направления изучения культуры и этики
общение в Украине
С расширением сети научных
центров в Украине увеличилось количество ученых и повысилась их
квалификация, расширился фронт исследований в области общения. За последние
десятилетие был сделан заметный шаг вперед в его научном осмыслении, а
также проведены исследования, которые помогли ученым углубить научное понимание
феномена общения в целом и различных его аспектов в частности.
Общение рассматривается как
система, а следовательно, его изучение имеет системный характер. Можно выделить два
направления его изучения:
• теоретические исследования
общения;
• практическое обучение
формам и методам повышения уровня культуры общения.
Ученые не оставляют без внимания
изучение этических и психологических компонентов общения, их влияния на развитие
психики и формирования личности, трудностей, которые мешают людям понимать друг
друга, действовать сообща и др. Исследуется влияние принятых в обществе
моральных норм и правил общения и поведения людей. Изучаются средства
общения, способы влияния на людей как во время совместной деятельности, так и в
межличностных взаимоотношениях, особенности монологического и диалогического
общение.
Украинские ученые-этики также
изучают общения и его этические нормы. Они отмечают, что разнообразный
мир человеческих отношений является сферой непосредственной реализации нравственности,
прежде всего в том аспекте, в котором он раскрывается как общение, то есть как
міжсуб'єктна взаимодействие между людьми. Общение через это является настоящей сферой
человеческой нравственности [8].
В середине 70-х годов появляются
первые работы по проблеме делового общения в Украине. Этот феномен
выделяется и формализуется как научная категория, описываются типы и стили
общения, особенности оптимального общения. В научной литературе
отмечается, что общение способствует созданию условий для развития мотивации тех,
кто занимается профессиональной деятельностью, придает ей творческого характера, развивает
личности субъектов общения, предупреждает возникновение психологических барьеров
[9]. Определенный вклад в изучение проблемы делового общения сделали специалисты
по менеджменту. Процесс коммуникации они описывают как средство повышения
эффективности управления, выделяют барьеры в деловом и межличностном
общении и предлагают способы и средства их преодоления.
Термин “культура общения” впервые
появился в научных трудах в 80-е годы. Общепринятого определения этого
понятия нет до сих пор. Охарактеризован лишь отдельные виды культуры
общение, описано культуру профессионального, в частности педагогического, общения,
выделены компоненты этого феномена. Авторы сделали попытку
определить понятие “культура общения” и описать его как феномен [21].
Развитие гуманистической психологии и
гуманистической этики на Западе способствовал гуманистическом осмыслению общения. В
нашей стране на то время подходы к общению, как отмечалось, были классово
сориентированы, стереотипізовані, носили формальный и конформний характер. Однако в последнее время идеи
гуманистической этики и гуманистической психологии начали распространяться и в
Украине.
Висновки
• Культура общения формируется
многими поколениями людей. Общество в целом и каждый его член в частности
должны стремиться не только сохранить, но и приумножить наследие предков.
• Характер этики и культуры
общение в обществе заметно влияет на состояние экономического и политического
развития страны, ее духовность граждан и их национальное самосознание.
• Культура общения последними
годы плодотворно осмысливается наукой. Присвоение результатов научных исследований
через образование и самообразование способствует повышению общего уровня культуры
личности, ее самопознанию, самореализации и самосовершенствованию.
• Культура общения не имеет границ
и границ. Все лучшее, что имеют мировая наука и практика, должно стать достоянием каждого, если он критически оценивает уровень
своей культуры и стремится его повысить.
• Теоретические и практические аспекты
проблемы формирования культуры общения требуют дальнейшего изучения, а
результаты исследований - активного внедрения в жизнь с учетом
рекомендаций гуманистической этики и психологии.
Список использованной и
рекомендуемой литературы
1. Драгоманов М. П. Два учителя // Избранные тв.- К.,
1991.
2. Зеленкова И. М., Беляева Е. В. Этика: Учеб. пособие и практикум.-
Минск, 1997.
3. Каган М. С. Мир общения. - М.,
1998.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей
и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М., 1989.
5. Конисский Г. История Русов / Укр. перевод I. Драча. - К.,
1991.
6. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и
психическое развитие личности / Под ред. Л. М.
Проколіенко.- К., 1989.
7. Лозница В. С. Психология
менеджмента: Учеб. пособие. - К.,
8. Ломов Б. Ф. Методологические
и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
9. Леонтьев А. А. Педагогическое
общение.- М., 1979.
10. Леонтьев А. А. Психология
общения. - Тарту, 1973.
11. Малахов В. А. Этика: Курс
лекций. - К., 1996.
12. Мескон М. X., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М., 1992.
13. Московичи С. Машина, творящая
богов. - М., 1998.
14. Практическая психология для
менеджеров. - М., 1996.
15. Психология и этика делового
общения: Учебник. - М., 1997.
16. Роменец В. А. “Познай самого
себя”. Психология на Украине в XVII-XVIII вв. / / Психол. журн. - 1989. - № 6.
17. Сагач Г. М. Золотослів.- К., 1993.
18. Трейси Д. Менеджмент с точки
зрения здравому смысла: Пер. с англ. - М., 1993.
19. Фромм Э. Искусство любит. -
М., 1990.
20. Фромм Э. Психоанализа и этика. -
М., 1998.
21. Чайка Г. Л., Чмут Т. К.
Культура общения.- К.,1991.
22. Чмут Т. К. Культура общения. - Хмельницкий, 1996.
23. Шостром Э. Анти-Карнеги, или
Человек-манипулятор: Пер. с англ. - Минск,1992.
24. Щекин Г. В. Практическая
психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию. - К.,
1994.
25. ЯкоккаЛи. Карьера менеджера. -
М., 1991.