Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 2 ОБЩЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Направления изучения культуры и этики общение в Украине

 

С расширением сети научных центров в Украине увеличилось количество ученых и повысилась их квалификация, расширился фронт исследований в области общения. За последние десятилетие был сделан заметный шаг вперед в его научном осмыслении, а также проведены исследования, которые помогли ученым углубить научное понимание феномена общения в целом и различных его аспектов в частности.

Общение рассматривается как система, а следовательно, его изучение имеет системный характер. Можно выделить два направления его изучения:

• теоретические исследования общения;

• практическое обучение формам и методам повышения уровня культуры общения.

Ученые не оставляют без внимания изучение этических и психологических компонентов общения, их влияния на развитие психики и формирования личности, трудностей, которые мешают людям понимать друг друга, действовать сообща и др. Исследуется влияние принятых в обществе моральных норм и правил общения и поведения людей. Изучаются средства общения, способы влияния на людей как во время совместной деятельности, так и в межличностных взаимоотношениях, особенности монологического и диалогического общение.

Украинские ученые-этики также изучают общения и его этические нормы. Они отмечают, что разнообразный мир человеческих отношений является сферой непосредственной реализации нравственности, прежде всего в том аспекте, в котором он раскрывается как общение, то есть как міжсуб'єктна взаимодействие между людьми. Общение через это является настоящей сферой человеческой нравственности [8].

В середине 70-х годов появляются первые работы по проблеме делового общения в Украине. Этот феномен выделяется и формализуется как научная категория, описываются типы и стили общения, особенности оптимального общения. В научной литературе отмечается, что общение способствует созданию условий для развития мотивации тех, кто занимается профессиональной деятельностью, придает ей творческого характера, развивает личности субъектов общения, предупреждает возникновение психологических барьеров [9]. Определенный вклад в изучение проблемы делового общения сделали специалисты по менеджменту. Процесс коммуникации они описывают как средство повышения эффективности управления, выделяют барьеры в деловом и межличностном общении и предлагают способы и средства их преодоления.

Термин “культура общения” впервые появился в научных трудах в 80-е годы. Общепринятого определения этого понятия нет до сих пор. Охарактеризован лишь отдельные виды культуры общение, описано культуру профессионального, в частности педагогического, общения, выделены компоненты этого феномена. Авторы сделали попытку определить понятие “культура общения” и описать его как феномен [21].

Развитие гуманистической психологии и гуманистической этики на Западе способствовал гуманистическом осмыслению общения. В нашей стране на то время подходы к общению, как отмечалось, были классово сориентированы, стереотипізовані, носили формальный и конформний характер. Однако в последнее время идеи гуманистической этики и гуманистической психологии начали распространяться и в Украине.

 

Висновки

 

• Культура общения формируется многими поколениями людей. Общество в целом и каждый его член в частности должны стремиться не только сохранить, но и приумножить наследие предков.

• Характер этики и культуры общение в обществе заметно влияет на состояние экономического и политического развития страны, ее духовность граждан и их национальное самосознание.

• Культура общения последними годы плодотворно осмысливается наукой. Присвоение результатов научных исследований через образование и самообразование способствует повышению общего уровня культуры личности, ее самопознанию, самореализации и самосовершенствованию.

• Культура общения не имеет границ и границ. Все лучшее, что имеют мировая наука и практика, должно стать достоянием каждого, если он критически оценивает уровень своей культуры и стремится его повысить.

• Теоретические и практические аспекты проблемы формирования культуры общения требуют дальнейшего изучения, а результаты исследований - активного внедрения в жизнь с учетом рекомендаций гуманистической этики и психологии.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Драгоманов М. П. Два учителя // Избранные тв.- К., 1991.

2. Зеленкова И. М., Беляева Е. В. Этика: Учеб. пособие и практикум.- Минск, 1997.

3. Каган М. С. Мир общения. - М., 1998.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М., 1989.

5. Конисский Г. История Русов / Укр. перевод I. Драча. - К., 1991.

6. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л. М. Проколіенко.- К., 1989.

7. Лозница В. С. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - К.,

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

9. Леонтьев А. А. Педагогическое общение.- М., 1979.

10. Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1973.

11. Малахов В. А. Этика: Курс лекций. - К., 1996.

12. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М., 1992.

13. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998.

14. Практическая психология для менеджеров. - М., 1996.

15. Психология и этика делового общения: Учебник. - М., 1997.

16. Роменец В. А. “Познай самого себя”. Психология на Украине в XVII-XVIII вв. / / Психол. журн. - 1989. - № 6.

17. Сагач Г. М. Золотослів.- К., 1993.

18. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравому смысла: Пер. с англ. - М., 1993.

19. Фромм Э. Искусство любит. - М., 1990.

20. Фромм Э. Психоанализа и этика. - М., 1998.

21. Чайка Г. Л., Чмут Т. К. Культура общения.- К.,1991.

22. Чмут Т. К. Культура общения. - Хмельницкий, 1996.

23. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: Пер. с англ. - Минск,1992.

24. Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию. - К., 1994.

25. ЯкоккаЛи. Карьера менеджера. - М., 1991.