РАЗДЕЛ 2
1 ОБУЧЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.3. Основные линии психического развития в процессе обучения и воспитания
Психическое розпиток ребенка как его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно ПО трем линиям:
• личностная сфера (развитие социального поведения, направленности, ценностных ориентаций, самосознания);
• психологическая структура и содержание деятельности (возникновение и развитие целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
• познавательная сфера (становление интеллекта, развитие механизмов познания).
Таким способом человеческий индивид развивается как личность, субъект деятельности и субъект познания.
В ходе организованного учебно-воспитательного процесса изменяются различные аспекты психического устройства ребенка: происходит накопление знаний и представлений ученика, совершенствование и изменение его способов и умений выполнять разнообразные действия, формируются новые установки и ценности, мотивы и интересы, общие качества личности. В целостном развитии ребенка как ученика и воспитанника необходимо выделять три основные направления прогрессивных изменений:
• развитие знаний и способов активности в ходе обучения;
• развитие психологических механизмов применения усвоенных способов действий, прежде всего таких обобщенных приемов умственной деятельности, как абстрагирование, сравнение, обобщения, анализ, синтез и перенос, которые проявляются в разных видах (учебные предметы) и даже типах деятельности;
• развитие общих качеств личности (личностной направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления).
В последнем случае развитие личностной направленности заключается в формировании ведущего типа направленности личности ученика (на обучение, на узнавание или на взаимоотношения с окружающими). На модели формирования учебной деятельности впервые в онтогенезе происходит становление целостной, завершенной психологической структуры деятельности как таковой с ее мотивационным, ориентировочно-организационным, исполнительским и рефлексивно-оцінковим компонентами. Развитие механизмов сознания и мышления идет по пути от установления ассоциативных связей (зима - холодная, елка - зеленая) как ведущего механизма функционирования сознания первоклассника через конкретный связь (блестящий, твердый, полезный - металл) в начальной школе и конфубулятивний, присущ ученикам средних классов (если снег нагреть, то он потечет) до целостного связи па основе сущностных признаков, который как механизм сознания и мышления старшеклассников является верхушкой развития.
Оптимальными педагогическими условиями развития указанных психологических феноменов есть условия развивающего обучения. Основными педагогическими условиями психического развития в рамках такого обучения являются следующие положения:
• новые действия и способы действий подаются на основе учебной задачи; новое содержание специально выделяется для ребенка и моделируется в теоретически обобщенной форме;
• усвоение идет в обобщенной абстрактной форме;
• формирование направленности ребенка происходит через выделение специфики деятельности, через оценку ее личности в связи с выполнением деятельности. Психолого-педагогическими доминантами такой системы
обучения выступают:
• теоретическое мышление как следствие усвоения теоретических знаний и умений;
• творчество как ядро личности;
• активная личность, которая себя создает;
• рефлексия;
• учебная деятельность, имеющая сложное строение.
Только при условии сочетания их можно надеяться на положительные результаты такого обучения.