Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Урок № 10

Тема: Глагол. Наречие

 

Цель: повторить изученное о глагол, неозначену и личные формы глагола; формировать умение распознавать глаголы в тексте, определять их грамматические признаки, формировать навыки правильного написания личных окончаний глаголов первой и второй дієвідмін, написание не с глаголами; развивать логическое мышление, речь, память, уточнять и обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение ключевых вопросов.

Беседа.

· Какая часть речи называется глаголом? Привести примеры.

· Какую особенность имеет неозначена форма глагола? На вопрос отвечает неозначена форма глагола? Привести примеры глаголов в неозначеній форме.

· Формы времен имеют глаголы? Привести примеры.

· Как изменяется глагол?

 

III. Выполнение упражнений на повторение.

Выборочный диктант.

Выписать глаголы. К каждому из них задать вопрос. Объяснить написание не с глаголами. Указать глаголы в неозначеній форме.

Не ищи судьбы, а ищи свободы. Или волю добыть, или дома не быть. Нет худшей доли, чем жить без свободы. Великие души имеют силу воли, а слабодухи погибают в неволе. Сильная воля горы переворачивает. На чужом поле ты не получишь свободы.

Народное творчество.

Прочитать предложение. Определить глаголы, к каждому задать вопрос. Указать глаголы в неозначеній форме. Указывают ли они на время, число, лицо? Определить время личных глаголов.

Даже тогда, как человек сгорит, совесть человека продолжает жить (М. Винграновский). Совесть без зубов грызет. Лучшего по совести советчика не бывает. Кто потерял стыд, тот потерял честь. Стыд сказать, грех таить. Стыдно людям на глаза показаться. (Род. творческим.). Мне совесть подсказала так сделать добро человеку, чтобы она об этом не знала. (Д. Белоус.)

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 65 (II, устно).

Распределительный диктант.

Представленные поставить глаголы в форме третьего лица множественного числа настоящего времени, выделить окончания и записать в две колонки за спряжениями.

Ходить, любить, знать, читать, нести, клеить, лепить, ходить, ехать, шуметь, кричать, молчать, писать.

Переписать, на месте точек вставляючи пропущенные буквы. От чего зависит употребление гласного в окончаниях глаголов?

Ход..шь, поет..ш, люб..шь, кос..ш, перемага..ш, перенос..ш, помога..ш.

Прочитать глаголы, правильно их подчеркивая. Определить спряжение выделенных глаголов. Поставив эти глаголы в форме второго лица единственного числа настоящего времени, записать их. Объяснить написание личных окончаний.

Возненавидеть, изобразить, кончить, клепать, стоить перевести, обвести, соединить, объявить, ознакомить, перевыполнить, перенести, поднять, выяснить.

Переписать, снимая риски и вставляя пропущенные буквы. Объяснить написание глаголов с не.

Не/лезь в горох, то и не/скаж..шь ох. Как не/ма..ш сапог, то воу..ш лапти. Как не/побережий..ш тела, то и душа погуб..ш. Против ветра не/дмухн..ш. Не/брудни колодцы, потому схоч..ш водице.

Народное творчество.

Диктант с комментированием.

Отгадать загадки. Глаголы в каждом из предложений подчеркнуть, объяснить их написание. Выделенные глаголы разобрать по строению.

1. Если нет, то ждут, как я приду, то убегают. 2. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь. 3. Сам чистенький, аж блестит, а пройдется - насмітить. 4. Кучерявый Иван на гору карабкается. 5. Возле носа вьется, а в руки не дается. 6. Крутится, вертится, а берега держится. 7. Летом наедается, зимой сыпьается.

Народное творчество.

Отгадки. 1. Дождь. 2. Самолет. 3. Карандаш. 4. Дым. 5. Запах. 6. Река. 7. Медведь.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 66 (письменно).

 

ИV. Подведение итогов урока.

 
V. Домашнее задание.
Упражнение 70.