Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 10

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ РАЗНЫХ ВИДОВ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ИНТОНИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Цель: повторить сведения о сложное предложение и ознакомиться с оттенками их интонирование; совершенствовать пунктуационные умения учащихся; с помощью мовленнєво-дидактического коммуникативного материала воспитывать у школьников любовь к родному языку.

Внутри-предметные связи: стилистика (стилистический синтаксис).

Межпредметные связи: литература (выразительное чтение поэтического текста).

Тип урока: урок расширения и углубления знаний и развития практических умений.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-организационный этап

Перекрестное опрос

Ученики заранее готовят друг другу вопросы по теме «Сложное предложение».

Образцы вопросов:

1. Какое предложение считают сложным?

2. Какие виды связи существуют в сложном предложении?

3. Какие есть виды сложных предложений в зависимости от связи между их частями?

4. Какое предложение называют складносурядним?

5. Какие смысловые связи существуют между простыми предложениями в складносурядному?

6. Какое предложение называют складнопідрядним?

7. Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

8. Что выступает средствами связи в сложноподчиненных предложениях?

9. Характерные признаки бессоюзного сложного предложения?

10. На какие две группы разделяют бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых связей, смысловые отношения могут выражать бессоюзные сложные предложения?

11. Определите виды интонации в сложных предложениях. Существует взаимозависимость между интонацией и знаками препинания в сложных предложениях?

12.0 кресліть стилистическую функцию сложных предложений. Для каких жанров художественной литературы свойственны такие синтаксические конструкции?

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Упражнение-восстановння

Запишите предложения, поставьте разделительные знаки. Определите виды и типы предложений.

1. Жизнь постоянно вяжет гордієві узлы и не успеваешь их разрубать (О. Гончар). 2. Жизнь это богатство Не розтрать его (Мать Тереза). 3. Тогда только познаешь ценность времени когда он потерян (Г. Сковорода). 4. Не поможет и булава когда дурная голова (Народная мудрость). 5. Корми деда на печи потому что и сам там будешь (Народная мудрость). 6. Можно выбрать друга и по духу брата, но нельзя родную мать выбирать (В. Симоненко). 7. Сколько в человеке доброты, столько в пий и жизнь (Г. Эмерсон).

Упражнение-трансформация

Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения, начертите схемы, заполните таблицу. Какое предложение можно превратить в безсполучникове? Почему? Какие предложения - союзные или бессоюзные более экспрессивны? Почему? Обоснуйте употребление разделительных знаков.

 

Сложные союзные предложения

Бессоюзные сложные предложения

Схемы

Месяц зашел уже, и на улице царила серая летняя темнота, а в небе бледно дрожали зеленоватые огни звезд.

 

 

Мне кажется, что пейзажи у нас на Украине потрясающей красоты и величия.

 

 

Помогай старым, ведь придется и тебе быть таким.

 

 

Ветерок дунул, и зазвенели стебельки сена.

 

 

Только в труде живет человек, а без труда ее нет.

 

 

Поле вступило в тень, потому наплинули с горизонта облака.

 

 

Как отца покинешь, то и сам погибнешь.

 

 

Как наступала весенняя пора, мы сажали тоненькие тополя.

 

 

Мы любили тех, что знали нас молодыми.

 

 

 

Аналитическая работа

Прочитайте выразительно стихотворение. Сделайте стилистический и интонационный анализ стихотворного текста. Каких предложений по строению больше всего в тексте? Какую стилистическую функцию выполняет накопление таких конструкций? Определите типы сложных предложений. Какую роль играет интонация в этом произведении? Определите виды интонации. Проанализируйте знаки препинания, объясните смысловые отношения в сложных предложениях.

ПЕЧЬ

Лижет пламя желтое брюхо,

Тяжеловато сопит дымоход,

Кричит от боли дерево,

Поднимаясь дымом до облаков.

Бубнят ухваты и кочерги -

Что-то вспоминают из древности

И покорно ждут очереди

Загорелые горшки и чугуны.

С тети пламя сон злизало,

Тетя гладит рукой кувшин,

Теплый ватяник завязала

На простужен свой поперек.

Белая тетка из кухни в сени,

Из-под повети заносит дров -

Из них струится желтовато-синяя

Вековечная печаль дубрав.

Привычно стучат вялые двери,

Печь гудит и дымит в мир -

Сколько в пасть действий обжоре

Тетя бросила лучших лет!

Шастают по морщинах думы,

На щеках танцует огонь,

Сажа въелась черным насмешкой

В лепестки ее ладоней.

Возле печи она, как пленник,

Служила под шорох юбок,

Отдавала девичий румянец

Чистоте вкусных караваев...

Меньше горечи нестимемо,

Станет ближе наша цель,

Как не будут в небо дымом

Подниматься женские лета.

В. Симоненко

 

Синтаксический анализ

Выполните синтаксический анализ сложного предложения, используя приведенную схему.

Предложение для разбора: Все всматривались в звездное небо, но никто ничего там не мог заметить (А. Шиян).

Схема синтаксического анализа сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (розповідне, вопросительное или побудительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраской (окличне или неокличне).

3. Подчеркнуть грамматические основы, найти границы частей сложного предложения. Определить, из скольких простых предложений состоит сложное предложение.

4. Определить средства связи (союзы, союзные слова, интонация).

5. Определить, союзное или безсполучникове анализируемое предложение. (Если союзное, определить, какие союзы - сочинительные или подчинительные - выступают средствами связи).

6. Указать тип сложного предложения.

7. Если предложение сложносочиненное:

1) указать, какими союзами (связующими, протиставними или разделительными) соединены простые предложения в сложном;

2) определить значение сложносочиненного предложения (одновременность, противопоставление, чередование и др.);

3) начертить схему предложения;

4) объяснить постановку знаков знаков;

5) разобрать каждое простое предложение по таким порядком:

а) указать, какое предложение по строению грамматической основы - двоскладне или односкладне (если односкладне, указать, какое именно: називне, обозначена-личностное, неозначено-личное, обобщенно-личное или безличное);

б) определить типы подлежащего и сказуемого, указать, чем они выражены;

в) определить, по наличию второстепенных членов: распространенное или нераспространенное предложение (если распространено, то подчеркнуть второстепенные члены и указать, чем они выражены);

г) за полнотой грамматической структуры указать: полное или неполное предложение;

д) за наличием ускладнювальних компонентов (обособленных и уточняющих членов предложения, обращений, вводных слов и предложений, однородных членов предложения) отметить, ты осложненное предложение, если да, то какой конструкцией оно усложняется.

8. Если предложение сложноподчиненное:

1) указать главное и придаточное предложения;

2) определить, к чему относится подрядная часть - к главной части в целом или к отдельному слову в главной части, на какой вопрос отвечает подрядная часть и чем присоединяется к главной (союзом или соединительным словом);

3) указать вид подчинительной части;

4) начертить схему предложения;

5) объяснить постановку знаков знаков;

6) разобрать каждое простое предложение по таким порядком:

а) указать, какое предложение по строению грамматической основы - двоскладне или односкладне (если односкладне, указать, какое именно: називне, обозначена-личностное, неозначено-личное, обобщенно-личное или безличное);

б) определить типы подлежащего и сказуемого, указать, чем они выражены;

в) определить по наличию второстепенных членов распространенное или нераспространенное предложение (если распространено, то подчеркнуть второстепенные члены и указать, чем они выражены);

г) за полнотой грамматической структуры указать полное или неполное предложение;

д) за наличием ускладнювальних компонентов (обособленных и уточняющих членов предложения, обращений, вводных слов и предложений, однородных членов предложения) отметить: осложненное предложение или нет, если затруднено, то какой конструкцией оно усложняется.

9. Если предложение безсполучникове:

1) указать, какими отношениями связаны простые предложения;

2) начертить схему предложения;

3) объяснить постановку знаков знаков;

4) разобрать каждое простое предложение по таким порядком:

а) указать, какое предложение по строению грамматической основы - двоскладне или односкладне (если односкладне, указать, какое именно: називне, обозначена-личностное, неозначено-личное, обобщенно-личное или безличное);

б) определить типы подлежащего и сказуемого, указать, чем они выражены;

в) определить по наличию второстепенных членов: распространенное или нераспространенное предложение (если распространено, то подчеркнуть второстепенные члены и указать, чем они выражены);

г) за полнотой грамматической структуры указать: полное или неполное предложение;

д) за наличием ускладнювальних компонентов (обособленных и уточняющих членов предложения, обращений, вводных слов и предложений, однородных членов предложения) отметить: осложненное предложение или нет, если затруднено, то какой конструкцией оно усложняется.

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Найдите правильную структурно-семантическую схему предложения:

Мы ценим барвинок по его «врачебную помощь» из него изготавливают лекарства от тяжелых болезней.

A) [ ], одновременность [ ].

Б) [ ]: [заключение].

B) [условие] - [ ].

Г) [ ]: [причина].

Д) [ ] - противопоставление [ ].

Проблемный вопрос

Какое предложение является более выразительным, экспрессивным, образным? Почему?

Л Когда ветер задул по долине, пошла дубравой луна.

Бы Подул ветер по долине - пошла дубравой луна.

В Повеял ветер по долине, и пошла дубравой луна.

 

IV. Домашнее задание

Сделать полный синтаксический анализ предложения:

1. Человека можно уничтожить, но победить ее невозможно (Е. Хемингуэй). 2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л. Толстой). 3. Ты знаешь поговорку: прежде чем загорится огонь, должен взорваться серый дым (М. Коцюбинский).