Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 10

Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом (по дорогам, по страницам)

 

Цель: систематизировать знания учащихся о предложении; учить правильно выделять границы предложения в устной и письменной речи; развивать связную речь учащихся; воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Словарный диктант. письмо с комментированием

Ещё, похожи, спасибо, сегодня, здравствуйте, до свидания, рассказ.

2. Давайте поиграем!

Игра «Собери новое слово»

Из первого звука каждого слова нужно составить новое слово. Можно использовать карточки с рисунками, тогда учащиеся сначала называют предметы, а затем составляют слово из первых звуков слов.

• Кошка, нитки, игра, гусь, аист. (Книга)

• Кукла, арбуз, ручка, аист, нора, дом, автобус, шапка. (Карандаш)

• Рима, утка, чулки, корабль, аист. (Ручка)

3. Работа в группах

— Составьте предложения со словами, которые «собрали».

— Что вы знаете о предложении?

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем учиться составлять предложения, обозначать границы предложений в устной речи и на письме, повторим то, что уже знаем о предложении.

 

IV. Работа над новым материалом

— Сравните эти две группы слов. Какая из них выражает законченную мысль?

Осенний ветер срывает с деревьев жёлтые листья.

Осенний ветер срывает с деревьев.

Учитель. Слово или группа слов, которые выражают законченную мысль, называется предложением.

 

V. Закрепление и осмысление нового материала

1. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова

Плывёт по хлебному полю ________________. Он ссыпает зёрна пшеницы в ________________. Машины отвозят зерно на ________________. Там из зёрен делают ________________. А из муки можно печь ________________.

Слова для справок: комбайн, мельница, булки, батоны, машины, баранки, мука.

— Запишите текст. Слова первого предложения разделите чёрточками для переноса.

2. Письмо по памяти

— Прочитайте, делая паузу после каждого предложения.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

А. Плещеев

— Сколько предложений в стихотворении? О чём говорится в каждом предложении? Напишите их по памяти.

3. Почему трудно читать эти предложения?

1) Околоселагустойлес.

2) Влесуподсоснойноралисы.

3) Внорелисята.

— Сверьте свои выводы с правилом.

— Предложение состоит из слов. Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.

Определите, сколько слов в каждом из предложений. Запишите первое предложение, отделяя слова друг от друга.

4. Виды предложений по цели высказывания

Учитель. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными.

Киев — очень красивый город. Мы любим свой родной город!

Вы будете сегодня в парке? Какой будет зима в этом году?

Самолёт, самолёт, ты возьми меня в полёт.

Берегите родную природу!

Учитель. Прочитайте, передайте голосом интонацию предложений. Определите, какие это предложения по цели высказывания.

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели.

А. Прокофьев

— Перестройте повествовательные предложения в побудительные. (Коллективная работа)

Дети моют руки перед едой.

Мышка остерегается кошку.

Солнышко ясное всходит над землёю.

— Запишите последнее предложение. Не забудьте выделить обращение.

 

VI. Итог урока

Беседа

— Что называют предложением?

— Как обозначают границы предложений в устной речи? в письменной?

— Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.

 

VII. Домашнее задание