Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 9

Тема. Вопросы к тексту (о содержании, смысле, значении слов и выражений, связи с жизненным опытом читателя, отношении к прочитанному). Слова автора и персонажей в тексте с диалогом

 

Цель: продолжить работу над усовершенствованием техники чтения учащихся; учить анализировать прочитанное, высказывать своё отношение к прочитанному; развивать связную речь учащихся; воспитывать интерес к изучению художественных произведений.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

— Прочитайте диалоги в лицах.

Работа в группах

I группа. Виталий Бианки. Лис и Мышонок.

— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, лис, прятался.

— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь!

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю.

— А я от тебя в отнорочек — и был таков!

II группа. Можно войти, сэр? (Из американского фольклора, перевод А. Сергеева)

— Можно войти, сэр?

— Нет, сэр.

— Отчего, сэр?

— Я простужен, сэр.

— Где вы простудились, сэр?

— На северном полюсе, сэр.

— А что вы там делали, сэр?

— Ловил медведей, сэр.

— И много ли поймали, сэр?

— Одного, двух, трёх, четырёх.

III группа. Олег Григорьев. Яма

— Яму копал?

— Копал.

— В яму упал?

— Упал.

— В яме сидишь?

— Сижу.

— Лестницу ждёшь?

— Жду.

— Яма сыра?

— Сыра.

— Как голова?

— Цела.

— Значит, живой.

— Живой.

— Ну, я пошёл домой.

— Что общего во всех этих диалогах?

— Какое настроение они у вас вызвали?

 

IV. Работа по теме урока

Учитель. С таким хорошим весёлым настроением мы продолжили работать по теме нашего урока. Прочитаем сказку «Война грибов».

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказались белянки:

— Мы — столбовые дворянки! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!

Отказалися рыжики:

— Мы — богаты мужики! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

— Мы, волнушки,— старушки! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!

Отказалися опёнки:

— У нас ноги очень тонки! Не пойдём на войну!

— Приходите, грузди, ко мне на войну!

— Мы, грузди,— ребятушки дружны! Пойдём на войну!

— Понравилась ли вам сказка?

— Подготовьтесь к чтению в лицах.

Чтение сказки учащимися. (Можно одеть каждому шапочку гриба.)

— Что повторяется в этой сказке?

— Что изменяется, а что остаётся неизменным?

— Попробуйте поменять ответы грибов местами.

Например:

— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказалися белянки:

— Мы — богаты мужики! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!

Отказалися рыжики:

— Мы — столбовые дворянки! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

— У нас ноги очень тонки! Не пойдём на войну!

— Можно ли таким образом рассказать эту сказку?

— Нравится ли вам так её рассказывать?

— Прочтите сказку ещё раз. Можете ли вы догадаться, как связаны между собой приказ и отказ?

— Может быть, вы придумаете несколько новых приказов и отказов? Попробуйте!

 

V. Итог урока

Беседа

— Чему вы учились на сегодняшнем уроке?

— Что больше всего понравилось? запомнилось?

 

VI. Домашнее задание

Подобрать шутливое стихотворение-диалог.

Выучить его или выразительно прочесть.