Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 10

Тема. Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения слов, близких по звучанию к украинским

 

Цель: дать учащимся понятие об ударных и безударных слогах; дать представление об особенностях ударений слов, близких по звучанию к украинским; развивать навыки выделения ударных слогов в словах; воспитывать культуру речи учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют ударные и безударные слоги, знают о смыслоразличительной роли ударения, правильно ставят ударение в словах, близких по звучанию к украинским.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

На доске записаны слова с расставленным ударением. Исправьте ошибки. Почему они были допущены?

Це’почка, по’няла, алфа’вит, а’рбуз, верба’, зво’нит, цы’ган, ща’вель.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Запишите слова в алфавитном порядке. Укажите в них звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Освещать, счастье, одежда, яблоко, якорь, отряд, ёж, остров, вестибюль, шофёр, речь, мёд.

Творческий диктант.

Дополните данный текст прилагательными. Подчеркните двусложные слова.

ОСЕНЬ

Отцветают цветы. Желтеют листья. Пустеют поля. Набегают тучи. Моросит дождь. Птицы улетают. Наступает осень.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] § 8; [2] § 6.

Вопросы учащимся.

— Что такое ударение?

— Как называется слог, который произносится сильнее?

— Как называются остальные слоги?

— Как на письме обозначается ударение?

Слово учителя.

Ударение в русском языке подвижно, то есть не прикрепляется к определённому слогу. Например, во французском языке ударение падает на последний слог слова, в польском — на предпоследний, в чешском и венгерском — на первый.

Подвижность русского ударения порой приводит к тому, что под влиянием украинского языка учащиеся допускают ошибки в ударении русских слов. Поэтому необходимо проверять ударение по орфографическому словарю или словарю ударений.

Работа с таблицей.

(Таблица записана на доске.)

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

В украинском языке

В русском языке

верба'

ве'рба

до'говір

догово'р

дочка'

до'чка

дрова

дрова'

нови'й

но'вый

о'лень

оле'нь

ре'мінь

реме'нь

перене'сти

перенести'

старе'нький

ста'ренький

стари'й

ста'рый

сто'ляр

столя'р

 

Тренировочное упражнение.

Спишите с доски слова, расставьте ударения, подчеркните трёхсложные слова.

Алфави’т, арбу’з, балова’ть, воро’та, звони’т, поняла’, катало’г, снежки’, цыга’н, крапи’ва, щаве’ль, наме’рение, не’нависть, киломе’тр, ку’хонный.

Лингвистическая минутка.

Отгадайте загадки. Запомните правильное ударение.

На бахче у нас растёт,

Как разрежешь — сок течёт,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется...

Ответ: арбу’з.

 

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я...

Ответ: фарфо’р.

 

Стелют на матрас меня,

Называюсь...

Ответ: простыня’.

 

Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется...

Ответ: крапи’ва.

 

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный...

Ответ: катало’г.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё...

Ответ: алфави’т.

Слово учителя.

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова к четверостишиям-загадкам.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфетку.

Ответ: и’рис — ири’с.

 

Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответ: а’тлас — атла’с.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Лингвистическая минутка.

Прочитайте стихотворения, правильно расставляя ударение в выделенных словах. Каково их смысловое отличие?

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

 

Густые хлеба в поле —

будет и на столе хлеба вволю.

Тренировочное упражнение.

Прочитайте каждое из данных слов в двух вариантах произношения. Составьте словосочетания, из смысла которых было бы ясно, как произносится слово.

Образец: полки. Книжные по’лки. Армейские полки’.

Парить, мука, хлопок, орган, жаркое.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 8; [2] § 6.

2. Составить словосочетания с данными парами слов, чтобы был понятен их смысл.

Ко’сит — коси’т, о’куни — окуни’, про’пасть — пропа’сть, у’же — уже’.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы и задания учащимся.

— Какой слог называется ударным? Безударным?

— По каким словарям можно проверить правильность поставленного ударения?

— Приведите примеры слов, смысловое значение которых зависит от ударения.