УРОК № 10
Тема. Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения слов, близких по звучанию к украинским
Цель: дать учащимся понятие об ударных и безударных слогах; дать представление об особенностях ударений слов, близких по звучанию к украинским; развивать навыки выделения ударных слогов в словах; воспитывать культуру речи учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют ударные и безударные слоги, знают о смыслоразличительной роли ударения, правильно ставят ударение в словах, близких по звучанию к украинским.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
На доске записаны слова с расставленным ударением. Исправьте ошибки. Почему они были допущены?
Це’почка, по’няла, алфа’вит, а’рбуз, верба’, зво’нит, цы’ган, ща’вель.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Тренировочное упражнение.
Запишите слова в алфавитном порядке. Укажите в них звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Освещать, счастье, одежда, яблоко, якорь, отряд, ёж, остров, вестибюль, шофёр, речь, мёд.
- Творческий диктант.
Дополните данный текст прилагательными. Подчеркните двусложные слова.
ОСЕНЬ
Отцветают цветы. Желтеют листья. Пустеют поля. Набегают тучи. Моросит дождь. Птицы улетают. Наступает осень.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] § 8; [2] § 6.
- Вопросы учащимся.
— Что такое ударение?
— Как называется слог, который произносится сильнее?
— Как называются остальные слоги?
— Как на письме обозначается ударение?
- Слово учителя.
Ударение в русском языке подвижно, то есть не прикрепляется к определённому слогу. Например, во французском языке ударение падает на последний слог слова, в польском — на предпоследний, в чешском и венгерском — на первый.
Подвижность русского ударения порой приводит к тому, что под влиянием украинского языка учащиеся допускают ошибки в ударении русских слов. Поэтому необходимо проверять ударение по орфографическому словарю или словарю ударений.
- Работа с таблицей.
(Таблица записана на доске.)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
В украинском языке |
В русском языке |
верба' |
ве'рба |
до'говір |
догово'р |
дочка' |
до'чка |
дро’ва |
дрова' |
нови'й |
но'вый |
о'лень |
оле'нь |
ре'мінь |
реме'нь |
перене'сти |
перенести' |
старе'нький |
ста'ренький |
стари'й |
ста'рый |
сто'ляр |
столя'р |
- Тренировочное упражнение.
Спишите с доски слова, расставьте ударения, подчеркните трёхсложные слова.
Алфави’т, арбу’з, балова’ть, воро’та, звони’т, поняла’, катало’г, снежки’, цыга’н, крапи’ва, щаве’ль, наме’рение, не’нависть, киломе’тр, ку’хонный.
- Лингвистическая минутка.
Отгадайте загадки. Запомните правильное ударение.
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь — сок течёт,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется...
Ответ: арбу’з.
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я...
Ответ: фарфо’р.
Стелют на матрас меня,
Называюсь...
Ответ: простыня’.
Это зелье ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется...
Ответ: крапи’ва.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный...
Ответ: катало’г.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё...
Ответ: алфави’т.
- Слово учителя.
Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова к четверостишиям-загадкам.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфетку.
Ответ: и’рис — ири’с.
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь — превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
Ответ: а’тлас — атла’с.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Лингвистическая минутка.
Прочитайте стихотворения, правильно расставляя ударение в выделенных словах. Каково их смысловое отличие?
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
Густые хлеба в поле —
будет и на столе хлеба вволю.
- Тренировочное упражнение.
Прочитайте каждое из данных слов в двух вариантах произношения. Составьте словосочетания, из смысла которых было бы ясно, как произносится слово.
Образец: полки. Книжные по’лки. Армейские полки’.
Парить, мука, хлопок, орган, жаркое.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 8; [2] § 6.
2. Составить словосочетания с данными парами слов, чтобы был понятен их смысл.
Ко’сит — коси’т, о’куни — окуни’, про’пасть — пропа’сть, у’же — уже’.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы и задания учащимся.
— Какой слог называется ударным? Безударным?
— По каким словарям можно проверить правильность поставленного ударения?
— Приведите примеры слов, смысловое значение которых зависит от ударения.