Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 10 (АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ)

ТЕМА. УРОК-ИГРА «ЦАРСТВО ПРОТИВОРЕЧИЙ»

 

Цель урока: учебная - определить планетарную роль микроорганизмов, как наименее известного ученикам царства живой природы, подчеркнуть, что его представители могут влиять на другие живые существа и человека как отрицательно, так и положительно; развивающая - на примере выяснения значение микроорганизмов, подвести учащихся к выводу о том, что немало фактов и процессов в природе не имеют однозначного (положительной или отрицательной) оценки; воспитательная - формировать у учащихся умения вести дискуссию и культуру общения.

Основные понятия: микроорганизмы, бактерии, вирусы, фотосинтез, хлорофилл.

Методы урока: словесный (дискуссия), сравнительный (положительные и отрицательные примеры влияния микроорганизмов на природу и человека), поисковый.

Оборудование: небольшие доклады, учащиеся получают от учителя за несколько дней до проведения дискуссии для индивидуального изучения, фото - или видеоматериалы о ярких представителей царств микроорганизмов.

Тип урока: урок повторения изученного материала и обобщения знаний, урок-игра. Межпредметные связи: биология, химия, география, ОБЖД.

 

Ход урока

И. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

- Слово учителя

Технология проведения дискуссии

Слово «дискуссия» происходит от латинского слова «discussio», что означает рассмотрение, исследование. Это - обсуждение какого-либо спорного вопроса с целью его правильного решения. Синонимами к слову «дискуссия» считают такие понятия, как «спор», «полемика», «диспут».

Непременными составляющими дискуссии является три взаимосвязанные компоненты: познавательный (расширение личных знаний о предмет обсуждения); коммуникативный (умение вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, осваивать навыки построения логических умозаключений); эмоциональный (пересмотр ценностей, выяснение мотивов, определения личной оценки фактов). Несмотря на это, дискуссию можно проводить с теми учениками, которые обладают достаточной самостоятельностью в приобретении знаний, формулировке собственных мыслей и умении общаться друг с другом.

Первый - подготовительный - этап начинается еще до назначенного дня дискуссии и заключается в ознакомлении учащихся с темой дискуссии и дополнительной литературой по этому вопросу. Кроме списка (а возможно, и самой литературы), ученики получают от учителя памятку «Как подготовиться к дискуссии»:

1. Внимательно прочитай предложенные учителем страницы.

2. Определи свою позицию относительно спорного вопроса.

3. Сравни собственную оценку с точкой зрения автора.

4. Если изучаешь несколько статей или книг, то сравнивай разные оценки авторов по одному и тому же вопросу.

5. Подумай, какую позицию и как именно ты будешь отстаивать на уроке.

Выбирая тему, учитель должен помнить:

- проблема, которую будут обсуждать в ходе дискуссии, должна соответствовать возрасту учащихся;

- все участники должны освоить эту тему;

- дискуссия должна касаться существенных противоречий.

Для того чтобы стимулировать интерес к проблемы, необходимо подобрать яркие цитаты из книг, иллюстрирующих позиции двух или нескольких противоположных сторон. Можно ссылаться на авторитет тех или иных специалистов (прием персонификации).

Учитывая число участников, различают такие дискуссии: дискуссия-диалог (в ней участвуют только два ученики), групповые дискуссии и массовые (участниками обсуждения являются все ученики класса).

Формированию культуры дискуссий поможет памятка «Как вести дискуссию»:

1. Выражая свою позицию, формулируй ее четко, понятно и аргументировано.

2. Не повторяй то, что уже было сказано.

3. Придерживайся регламента - на одно высказывания не более чем 1-2 минут.

4. Внимательно выслушай аргументы товарищей, которые отстаивают другую точку зрения, находить в них сильные и слабые стороны.

5. Во время спора не допускай пренебрежительного тона, уважай мнение других.

Второй этап - это собственно дискуссия. Он начинается с вопроса ведущего (обычно учителя): «Какую точку зрения вы разделяете и почему? ». Управлять ходом дискуссии можно с помощью реплик и вопросов нескольких видов:

- спрямовувальних (перечислите, уточните, объясните);

- оценочных (на каком основании сделан вывод? согласны ли вы? какова ваша точка зрения? сделайте выбор);

- оценочно-конфликтных (хорошо или плохо? правильно? что лучше? возможно, следует? кто думает иначе?);

- ролевые (как бы вы поступили, оказавшись на месте..?);

- прогностические (попробуйте выяснить, что будет, если...).

Желательно подбадривать участников репликами вроде «хорошая мысль», «интересный подход», «давайте подумаем вместе», «оригинальный ответ», «свежее решение» и т.д.

Ведущему лучше избегать одинаковых оценок, авторитарности, что идет в ущерб непосредственности дискуссии. Не следует поспешно опровергать ложные суждения, задача учителя - подвести школьников к правильному выводу.

Важно вовремя заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, иначе начнется повторение сказанного и интерес к проблемы снизится.

После окончания дискуссии следует подвести ее итоги. На этом этапе формулируют выводы, оценивают правильность использование терминов и законов, глубину аргументов, степень ознакомления с дополнительной литературой, культуру дискуссии. Кроме того, ученики получают оценки за участие в дискуссии. Не надо их снижать тем, кто отстаивал неверную точку зрения, поскольку довольно много обсуждаемых вопросов вообще не имеют одного-единственного правильного решения.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО

Микроорганизмы (микробы) - это большая группа живых существ, которые можно увидеть только под микроскопом. Микроорганизмами называют в основном бактерии, а также микроскопические водоросли, вирусы и простейшие (одноклеточные) организмы.

Бактерии (от греч. «бактери» - палочка) поистине вездесущи. Они могут жить в самых суровых условиях, которые не выдерживают другие організми. их можно обнаружить в верхних слоях атмосферы, в глубоких подземных скважинах, в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Бактерии были найдены даже в воде, которая охлаждает ядерные реакторы, то есть там, где уровень радиации во много раз превышает смертельную для человека дозу.

III. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Далее слово берут по очереди те ученики, которые готовили выступления. В группе защитников царства микроорганизмов докладчики выступают с материалами, в которых говорится о пользе бактерий и Других представителей. Обвинители выступают с сообщениями о фактах опасности, которую представляют микроорганизмы. Главное, чтобы сообщения были краткими (примерно один абзац текста - для одного докладчика) и не утомляли слушателей и самих докладчиков. Сообщения (то есть аргументы «за» или «против» противоположных царств) не зачитывают, а пересказывают своими словами.

- Доклады для защитников царства микроорганизмов

Фотосинтез у бактерий

Некоторые бактерии, например так называемые зеленые и пурпурные, имеют, как и растения, способность к фотосинтезу, В клетках этих бактерий содержится особое вещество, которое поглощает свет,- бактериохлорофилл. По своему строению это вещество очень похоже на зеленый пигмент растений - хлорофилл. Однако, в отличие от зеленых растений, зеленые и пурпурные бактерии не выделяют кислород. Некоторые из них вместо кислорода выделяют ... серу. Живут такие бактерии в неглубоких озерах или морях: сверху до них проникает свет, а с илистого дна поднимается сероводород и другие газы. Эти газы образуются при гниении мертвых организмов, которые оседают на почву.

Галобактерії

Использовать энергию света могут и галобактерії (от греч. «галос» - соль). Они живут в очень соленых бессточных озерах, например в знаменитом озере под названием Мертвое море (Израиль) и в Большом Соленом озере (США). Галобактерії приспособились к жизни в таких «рассолах» и уже не могут существовать не только в пресной, но и в обычной морской воде. Клетки галобактерій имеют красную окраску.

Кишечная палочка

Кишечная палочка является самой известной среди бактерий. Ее клетки живут в кишечнике человека и многих животных, обычно, не причиняя своему «хозяину» никакого вреда. Эта бактерия даже необходима для нормальной работы организма: она образует полезные витамины и уничтожает некоторые микробы. Правда, при определенных обстоятельствах кишечная палочка вдруг становится агрессивным и вызывает острые расстройства.

Следует сказать, что полярной кишечная палочка стала благодаря другому своему качеству. Культуры таких бактерий можно легко вырастить в лаборатории: они довольно неприхотливы и размножаются

буквально на глазах. Именно поэтому кишечная палочка уже несколько десятилетий является излюбленным объектом разнообразных исследований микробиологов - своеобразным «подопытным кроликом».

Клубеньковые бактерии

Если на истощенной от длительного сельскохозяйственного использования участке земли посеять какую-нибудь бобовое растения (клевер, горох или люцерну), то плодородие почвы восстанавливается. О это свойство бобовых знали еще античные земледельцы. Лишь в 1866 году ученые с помощью микроскопа увидели во вздутиях на корнях бобовых (так называемых бульбочках) мелкие тельца. Двадцать лет назад из клубеньков гороха были выделены бактерии, которые так и назвали «клубеньковыми».

Выяснилось, что они имеют удивительную способность: усваивают азот прямо из воздуха. Это явление, получившее название азотфиксации, встречается только в царстве бактерий.

Для того чтобы постоянно поддерживать почвенное плодородие, в современном земледелии применяют азотные удобрения. Но их производство требует немалых затрат, и использования минеральных удобрений приводит к загрязнению окружающей среды. Тем временем бобовые растения по помощью клубеньковых бактерий безопасным и бесплатным способом обеспечивают почву азотом.

Бактерии, светящиеся

В толще океана, куда не попадает солнечный свет, живут загадочные глубоководные рыбы. Многие из них приспособились жить в полной темноте и сами освещают себе необходимый пространство. С помощью света эти рыбы также приманивают к себе добычу. Однако мало кто знает, что светятся не сами рыбы, а так называемые фотобактерії, которые живут в выростах тела их. Эти бактерии можно выделить также из морской воды. Фотобактерії поселяются и на теле медуз, моллюсков и мелких рачков. Когда они размножаются в огромном количестве, то кажется, что светится само море. Это уникальное природное явление изредка можно наблюдать в тропических широтах.

Бациллы

Некоторые бактерии имеют уникальную способность, которая позволяет им переносить любые неблагоприятные условия. Они образуют особые клетки - споры, покрытые толстой оболочкой. Споры выглядят совершенно неживыми и могут на протяжении многих лет находиться без еды. Только попав в благоприятные условия, споры оживают, превращаются в обычные клетки и начинают размножаться. Самые распространенные среди спорообразующих бактерии - бациллы.

Среди споро-утворювальних бацилл есть и помощники человека. Например, бациллы определенного вида вызывают заболевания не в людей, а у личинок некоторых насекомых. Такие бациллы образуют вместе со спорами особые белковые кристаллы. Попав в кишечник насекомого, эти кристаллы растворяются и пагубно действуют на организм. После этого оживают и проглочены с кристаллами споры. Бактерии быстро размножаются и убивают насекомое. Поскольку для позвоночных животных и растений эти бактерии совершенно безвредны, их можно использовать для защиты лесов, садов, виноградников и овощных посевов. Бактериальные средства гораздо эффективнее, чем химические яды, и не загрязняют окружающую среда.

Молочнокислые бактерии

Многих традиционных напитков с кислого молока - простокваши, кумыса, айрана, а также твердого сыра, сметаны, творога, кефира - не было бы без деятельности особых молочнокислых бактерий. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращают молочный сахар (лактозу) в молочную кислоту. Именно она придает вкусу молочнокислым напиткам, а также ограждает их от заражения другими бактериями.

Молочнокислые бактерии есть не только в молочных продуктах. Эти бактерии встречаются и в других пищевых продуктах, изготовленных из растений путем так называемого квашения, например в квашеной капусте и моченых яблоках, соленых помидорах и огурцах, маринованных маслинах и т.д.

Молочнокислое брожение используют и в сельском хозяйстве для сохранения кормов. Сочное ботва свеклы или других кормовых растений складывают в специальные ямы и прессуют. Этот процесс называется силосования. После силосования в спрессованной массе развивается множество молочнокислых бактерий. Накопившаяся молочная кислота надежно защищает силос от разложения. А корм при этом становится лучше, поскольку бактерии обогащают его различными полезными веществами.

Актиномицеты

Тело актиномицетов, в отличие от большинства бактерий, представляет собой не одиночную клетку, а систему длинных галузистих нитей. Такое строение напоминает грибницу, поэтому актиномицеты называют также лучистыми грибками. Однако актиномицеты - не грибы, а бактерии. Они получили широкое применение в современной медицине. Из них выделяют ценные антибиотики, губительно действующие на болезнетворные бактерии. Открытие этих веществ произвело настоящую революцию в медицине. Такие всем известные антибиотики, как стрептомицин, тетрациклин, эритромицин, нистатин, получают на микробиологических заводах, выращивая в особых сосудах специально отобранные культуры актиномицетов.

Бактерии и болотный газ

Свечение воздуха над болотами было известно людям издавна, нагоняя на них ужас и наштовхуючи на мысли о нечистой силу. Сегодня мы знаем, что «болотные огни» влечет горючий газ метан, который имеет способность самопроизвольно загораться. Этот газ производят особые метаноутворювальні бактерии. Они живут в толще ила или торфа на дне болот, куда не попадает кислород. Воздуха им не только не нужно для жизни, но и наносит вред. Ученые начали рассуждать о том, можно ли с помощью бактерий обогревать помещение и готовить пищу, ведь метан является хорошим горючим. У многих странах мира, в частности в Украине, уже используют специальные оборудования, в которых метаноутворювальні бактерии вырабатывают горючий газ из бытовых и сельскохозяйственных отходов.

Цианобактерии

Ученые уже давно спорят о том, как называть эти организмы - бактерии или растения. Особенности строения сближают их с бактериями. Тем временем они, как и растения, способные к фотосинтезу. Это древнейшие на Земле организмы, выделяющие кислород, они существуют уже более 2,5 млрд. лет. Именно они, выделяя кислород, сделали возможным существование на Земле грибов, растений и животных, которым он необходим для поддержания жизни.

Обычно эти организмы имеют сине-зеленый или фиолетово-розовую окраску, но бывают также красными или зелеными, в зависимости от комбинации пигмента. Ученые насчитывают около 2 тыс. видов цианобактерий, которые живут преимущественно в пресных водах, но встречаются и на суши. Цианобактерии способны превращать в органические вещества атмосферный азот, могут выжить на голых скалах и в пустынях. Они первыми заселяют вулканические острова, берега горячих источников с температурой до 85° С. Они могут жить и в морях, и в открытых океанах. Одна из таких бактерий окрашивает тропические и субтропические океанические воды в красный цвет. Красное море именно через эту бактерию получило свое название.

- Доклады для противников царства микроорганизмов

Чума

Чума оставила в истории человечества неизгладимый и крайне мрачный след. Возникая через определенные промежутки времени в виде страшных эпидемий, она унесла многие миллионы человеческих жизней. От чумы гибли целые города. На протяжении веков чума вызывала у людей панический ужас. Ее называли черной смертью. Лишь в конце XIX века был открыт возбудитель чумы. Выяснилось, что болезнь вызывают особые бактерии, причем не только в человека, но и у многих грызунов - сусликов, мышей, крыс. Человеку чуму чаще всего передают блохи, кусают больных животных. Можно заразиться от больного человека, вдохнув бактерии вместе с воздухом. Такая легочная форма чумы наиболее опасна, и ее считают неизлечимой. В современном мире, благодаря планомерной борьбе с черной смертью, большие эпидемии чумы уже не грозят человечеству. Но все равно эта болезнь остается одной из самых опасных бактериальных инфекций.

Болезнетворные бациллы

Есть бациллы, издавна приносили людям больших неприятностей. Например, возбудитель смертельной сибирской язвы. Эта болезнь поражает, в основном, травоядных животных, но иногда и человека. В прошлом она была страшным бедствием во всей Европе - всего за несколько дней через такую напасть мог разориться владелец стада, насчитывавшего тысячу голов скота. Бациллы сибирской язвы могут длительное время сохраняться в виде спор, заражая затем других животных. Сегодня защищать сельскохозяйственных животных помогают специальные прививки.

Болезнетворные бактерии брожения

Среди бактерий, что добывают себе необходимую для жизни энергию путем брожения без доступа воздуха, есть такие, что вызывают у человека самые опасные заболевания. При попадании в раны эти бактерии могут стать причиной газовой гангрены и столбняка. Кроме того, такие бактерии размножаются в некачественных консервах и колбасных изделиях, пропитывая продукты ядовитыми веществами. При употреблении такой пищи можно заболеть ботулизм - острое, часто смертельное заболевание.

Вирусы

Вирусы (от лат, «яд») - мельчайшие возбудители инфекционных болезней, паразитируют внутри клетки. С издавна людям были известны болезни, которые вызывались вирусами. Древние индийские и китайские рукописи рассказывают об эпидемии черной (натуральной) оспы, а в Древнем Египте был известен полиомиелит. Корь, краснуха, свинка, грипп, бешенство, ветрянка, гепатит, желтая лихорадка, клещевой энцефалит... печальный список можно продолжить.

Однако не только человек является мишенью для вирусов. Вирусные инфекции поражают все виды живых существ. Животные и растения, микроорганизмы и грибы - никто не может избежать их пагубного «внимания».

Цианобактерии

Цианобактерии могут наносить большой вред. Интенсивно размножаясь летом, они вызывают «цветение» водоемов. Вода становится сине-зеленой, приобретает болотного запаха. При массовом отмирании этих бактерий в воду попадают ядовитые вещества, приводящие к гибели рыб. Эти бактерии ,и при жизни могут выделять в воду вещества, опасны не только для рыб, но и для других животных. Эти вещества раздражают слизистые оболочки и кожу человека, вызывают конъюнктивит и покраснение кожи.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Уйма бактерий, населяющих Землю, ведут гигантскую геохимическую деятельность, поддерживая таким образом безостановочное движение жизни. Бактерии разрушают мертвую органическую материю, превращают ее на углекислый газ и воду, регулируют состав атмосферы, помогают сохранить плодородие почвы, дают нам возможность любоваться редкими по красоте природными явлениями, помогают получить горючий газ, необходимый для выработки тепла и электроэнергии.

В то же время все инфекционные болезни людей, животных и растений обусловлены наличием в больном организме болезнетворных микроорганизмов.

Задача людей - использовать для своих целей полезные бактерии и укреплять иммунитет против возбудителей болезней.