Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел II. МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Уроки 11-12. Движение, пространство, время. Проблема единства мира

 

Цель: раскрыть особенности пространства, движения и времени как свойств материи; развивать аналитико-пространственные представления, умение работать со справочной литературой; способствовать пониманию учащимися классического видения мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция с опорой на структурно-логические схемы.

Эпиграф к уроку:

• Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, более зрелым и совершенным. (Томас Манн)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель объявляет тему, содержание, обращает внимание на основные проблемы.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами

1. В чем заключается проблема субстанции?

2. Раскройте основные этапы исторического развития понятия «материя»

3. Какое определение понятия «материя» в настоящее время является наиболее распространенным?

4. Назовите различные философские взгляды в понимании материи как субстанции.

 

IV. Изучение нового материала

Понятие движения. Формы движения

Рассказ учителя с опорой на схемы

Движение - это способ существования материи, то есть материя существует только как такая, что движется. Понятие «движение» обозначает любые взаимодействия и изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение - это изменение вообще. Движение имеет следующие свойства: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность и относительность. Абсолютность означает признание единства и неразделимости материи и движения.

Вид движения - характер изменений, происходящих с речью в пределах присущей ей свойства, или изменение и переход на другой системный уровень организации материи.

Дальнейший рассказ учителя базируется на таблице.

 

Виды движения

Прогресс - движение от простого к сложному

Регресс - движение от сложного к простому

Движение по кругу

Рост, познание

Распад, смерть

Вращения вентилятора

 

Под формой движения материи в философии понимают движение, связанное с определенным материальным носителем, который имеет достаточно широкую сферу распространения.

 

 

Движение не исключает моментов покоя.

Спокойствие - такое движение, когда в той или иной системе отсчета он не наблюдается.

Вопросы для учащихся

1. Что такое прогресс и регресс? Приведите примеры.

2. Что такое развитие?

Обобщенные ответы учащихся можно представить в виде схемы.

 

 

Пространство и время

Учитель. Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии. Категории пространства и времени выступают как формы существования материи. Существуют две концепции пространства и времени:

• субстанціальна - рассматривает пространство и время как особую сущность, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

• реляционная - рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их пространство и время не существуют (Лейбниц). Общие свойства пространства и времени:

• объективность и независимость от сознания человека;

• абсолютность как атрибут материи;

• неразрывная связь друг с другом и с движением материи;

• зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах, единство перервного и непрерывного в их структуре;

• количественная и качественная бесконечность.

Различают метрические (связанные с измерением) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерности, необратимость времени) свойства пространства и времени.

Топологические характеристики описывают: прерывность и непрерывность, размерность, связность, ориентированность.

Метрические характеристики описывают кривизну, конечность и бесконечность, ізотропність, гомогенность.

Общие свойства пространства: протяженность, рядопокладання, что означает сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т. п.), возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность.

Специфические (локальные) свойства пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.

Общие свойства времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; продолжительность; одномерности и асимметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.

Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Теория относительности составляла глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство - время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Самостоятельная работа с вопросами

1. Какие представления о пространстве и времени существовали в доньютонівський время?

2. Как изменились представления о пространстве и времени с появлением гелиоцентрической картины мира?

3. Как трактовал пространство и время Ньютон?

 

Проблема единства мира

Учитель. Проблема единства мира по содержанию и сущности заключается в ответе на вопрос:

1. Чем для человека является мир в целом?

2. Кем является для этого мира человек?

На протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир и материю были достаточно наивными, они не сумели полностью решить этот вопрос. Они считали, что единство мира - в его материальности. Эту же проблему пытались решить и другие античные мыслители, которые основу единства мира считали существовании первичных абсолютных идей или ощущений человека. Материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бэкон, Т. Гоббса, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII в.

Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX в. Опираясь на достижения философии, а также на достижения естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа - разнородная материя с разнообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические «комбинации элементов» образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая суть общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.

Марксизм, рассматривая вопрос о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие клетки показало единство в строении всего живого несмотря на огромное разнообразие его видов. Важным достижением в этой сфере стало открытие закона сохранения и превращения энергии и разработка эволюционной теории происхождения видов по Дарвину. Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Разнообразие химических элементов демонстрирует Периодическая система элементов Д. Менделеева.

Наиболее значимыми были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., которые показали сложную структуру атома. Эти открытия возразили субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю Вселенной в некоей «праматерии». Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, независимо от расстояния между ними. Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.

Наиболее полно соответствует действительности атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Это единство подтверждает единство законов сохранения энергии.

Работа с вопросами

1. Что считалось основой единства мира в мифологическом мировоззрении?

2. Как идея единства мира отразилась в религиозном мировоззрении?

3. Какие два подхода существуют в решении проблемы единства мира в философии?

 

V. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Что такое движение?

2. Назовите виды и формы движения.

3. Дайте определение понятия «пространство» и назовите его свойства.

4. Как в философии решается проблема единства мира?

 

VI. Итог урока

Учитель. Материальный, природный мир является основой бытия. Основные формы существования материи: движение, пространство, время. Материал, который рассматривали на сегодняшнем уроке, завершает тему «Мир и особенности его существования».

 

VII. Домашнее задание

Подготовиться к уроку обобщения по теме «Мир и особенности его существования».