Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел II. МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Урок 10. Понятие материального и идеального

 

Цель: ознакомить учащихся с понятиями темы; развивать умение определять содержание понятий и их важнейших признаков, формировать аналитические компетенции учащихся; формировать собственные взгляды учеников относительно окружающего мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель предлагает учащимся объяснить, как они понимают слова: «Только построив мир в себе, человек получает возможность найти его за пределами себя».

После ответов учащихся учитель объявляет тему, содержание, обращает внимание на основные проблемы урока.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами

1. Объясните происхождение понятия «Вселенная».

2. Какие замеры мира раскрывают понятие «космос», «Земля»?

3. Что такое внешний и внутренний мир? Мир вещей и мир понятий?

 

IV. Изучение нового материала

Проблема субстанции в философии

Учитель. Уже в древности люди стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, что является первоосновой всего. Поиск этой первоосновы в философской науке имеет название «проблема субстанции».

Субстанция (лат. substantia - сущность) - материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного. В субстанции видят то единое начало, от которого все произошло.

В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика).

Монизм - философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и др. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Противоположность монизма - дуализм.

Дуализм (лат. duo - два) - философское учение, считающее, в отличие от монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Дуализм присущ философии Декарта и Канта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - концепция, противоположная монизму, согласно которой все, что существует, состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, которые не сводятся к единому началу.

Неопозитивизм - одно из направлений в философии XX в., современная форма позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о реальности предоставляются лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.

Материальное и идеальное как философские понятия определяют два «выходные» начала мира. Согласно классической науки материальное ототожнювалось с естественным (вещественным), а идеальное с внутренним (духовным) миром человека.

Материальное - объективно-реальное, т.е. независимое от сознания человека, существовании мира; сам объект и его свойства, объективная реальность.

Идеальное - отражение материального, то есть мира объектов в сознании человека; образ объективной реальности, то есть субъективная реальность.

 

Понятие материи

Учитель. Основой представлений о материальном единстве мира есть понимание материи как субстанции. Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия «материя» всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникала и активно разрабатывалась еще во времена ранней античности. Натурфілософи первыми пытались выявить какую-то «першоречовину», что составляет основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в этой функции: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира общего характера, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, потому что не смогли объяснить всего многообразия действительности.

Собственно термин «материя» впервые был использован Платоном, который утверждал, что сочетание идей (эйдосов) как подлинного бытия и небытия (материи), что противостоит ему, образуют мир вещей, природу, сущее. По Аристотелю, который отрицал мир платоновских идей, действительностью является только форма - активное, творческое начало: глине необходим гончар - демиург. Высшая форма мира - Бог - создатель всего сущего, действительного. Аристотелевского концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, является господствующей в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи не вещество, а какие-то общие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция), в отличие от них, является причиной самой себя (causa sui). Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций, Гольбах и др.) продолжили и распространили механистические воззрения на развитие мира. Материю они представляли как вечную, такую, что постоянно движется по законам механики, основой реального мира.

Гегель рассматривал материю как «инобытие» абсолютной идеи, необходим период одного из этапов развития бытие мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю картину мира, которая постоянно меняется и развивается. Они считали содержанием философского понятия «материя» не любую «общий признак», а противоречивый процесс определения сознания бытием в процессе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX в. в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона - первой внутриатомная частицы - некоторыми философами и учеными был сделан вывод об «исчезновении материи», поскольку существование последней связывалось с неподільністю атома. Вместо речово-субстрактного представление о материи приходит гносеологічне, сформулированное В. И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Материя - это философская категория для определения объективной реальности, которая подается человеку субъективно и существует вне ее сознанием.

Материя охватывает множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанціональною основой свойств и форм движения материи. Все многообразие материальных систем можно предложить в виде схемы.

 

 

V. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Что такое субстанция?

2. Чем отличаются монизм и дуализм?

3. Что такое материальное и идеальное?

4. Дайте определение понятия «материя»

 

VI. Итог урока

Учитель. Даже краткий обзор истории возникновения и развития понятия «материя» удостоверяет, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса світоосмислення, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать материал урока.

2. Подготовить сообщение «Понятия «пространство» и его основные свойства».