Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 2 ОБЩЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Исследование этики и культуры общения на современном этапе

 

Изучением общения до начала XX в. наука не занималась, рассматривались и исследовались только отдельные составляющие этого феномена. Однако в начале XX в. до этих проблем начинают обращаться отечественные и зарубежные ученые. Многомерную стимулирующую роль общения в жизни человека должным образом начали осознавать ученые разных отраслей наук - теоретики и специалисты-практики. Популярными стали советы американского специалиста Д. Карнеги о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Однако эти рекомендации имеют не научную, а преимущественно практическую ценность. Они касаются технологии общения и не раскрывают его этической и психологической структуры и закономерностей. В то же время они в определенной степени помогают деловым людям и всем, кого волнует процесс общения, кто чувствует в этом трудности [4]. Однако, как считает Е. Шостром, нередко поради Д. Карнеги приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии. К сожалению, лишь немногие люди, по мнению Э. Шострома, на самом деле общаются на высоком уровне культуры. Он описывает актуализатора - человека, который имеет гуманные мотивы общения и относится к партнера как к равной себе личности [23].

До общения как научной проблемы активно подошли специалисты по этике, психологии, философии и других отраслей науки в 20-30-е годы нынешнего века. В их работах отмечалось, что моральные ценности и нормы формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или соответствуют традициям, обычаям и ритуалам своего общества.

На Западе в 30-е годы зародилась школа “человеческих отношений”. ее сторонники, разрабатывая сложные экономические, финансовые вопросы, начали обращаться к этике, психологии и социологии - наук о человеческом поведении. К сожалению, в советской теории и практике ничего, кроме жесткого сопротивления “проискам " буржуазной идеологии в области становления “человеческих отношений”, не было наработано, а попытки некоторых ведущих ученых апеллировать к истине, к разуму привели к разгрому социологии и недооценка психологии в нашем обществе, что нанесло немалый ущерб.

После 30-х годов интерес к проблемам общения несколько уменьшился. Однако за последние десятилетия они вновь привлекли к себе внимание. Благодаря интеграции экономики, росту политической зависимости одних народов от других, развития средств коммуникации усиливается общечеловеческое начало в морали. Добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - слова, которые есть в языках всех народов. Перед угрозой общечеловеческого уничтожения человек стал больше чувствовать себя абсолютной ценностью. Это обусловило развитие наук о человеке, о ее отношения с другими. В частности, проблемы общения превратились в “логический центр” всей системы психологической проблематики [8], что было связано также с развитием социальной психологии, усилением ее влияния на другие психологические дисциплины.

С развитием капитализма отношение между этическими нормами и практической деятельностью людей постепенно меняются. Если на первых этапах зарождения производственных отношений к своей профессиональной деятельности люди относились соответствии с принятыми этических норм (ответственности, долга, честности), то с развитием рыночных отношений возникают “ножницы” между этическими нормами и поведением людей на производстве, между обязанностью человека и его отношением к делу. А это сказалось также на культуре поведения и общения [13].

Последние 30 лет характеризуются появлением ряда работ, где общение рассматривается с разных точек зрения. Нередко в них по-разному раскрывается содержание основных характеристик феномена общения, иногда неоднозначно трактуются категории. В 1969 г. американский психолог Д. Депс насчитал 96 дефиниций общения [9].

Наряду с учебниками, научными разработками о общение написано много научно-популярной литературы. Стоит отметить труды зарубежных авторов, посвященный проблеме семьи, предупреждению и разрешению конфликтов, проведению переговоров и улучшению межличностных взаимоотношений. Общение теперь изучают во взаимосвязи с различными видами деятельности. В исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых наиболее подробно описано деловое, в частности педагогическое, общение. Направленность этих исследований практическая - достичь эффективности в профессиональной деятельности.

Неожиданным для многих открытием “организационной культуры” как важного инструмента управления хозяйством ознаменовались 80-е годы. Много зарубежных теоретиков назвали культуру, и прежде всего культуру общения, важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Известный американский специалист в области управления Ли Якокка в монографии “Карьера менеджера” отмечает, что психология была для него самой ценной из всех университетских дисциплин. Работая в сфере управления, он в общении с разными людьми чаще использовал знание психологии и этики, особенно этики общения, чем инженерные и экономические знания. Общение он считает лучшим способом направить энергию людей на достижение поставленной цели [25, с. 48-49, 78-79].

В разные времена подходы к изучению общения были не одинаковыми. Если, например, в психологии в 20-60-е годы его исследовали в контексте массовых процессов, а затем - в онтогенезе, во взаимосвязи с речью и высшими психическими функциями, то в конце 60-х - начале 70-х лет наука изучала, как меняется поведение людей в различных ситуациях непосредственного общения, анализировала различные средства, в частности невербальные характеристики и их значение для восприятия одного человека другим, рассматривала прикладные аспекты общения как целенаправленное воздействие.

Развитие производственных отношений стимулировал ученых и практиков к изучению общения в связи со становлением и развитием личности. Именно на этом пути плодотворно объединились позиции этиков и психологов. В науке произошел так называемый коммуникативный поворот. Суть его - в переходе от субъекта, который предпочитает монологові, к субъекту, который стремится к диалогу в общении и взаимодействии с другими людьми [11]. Основное внимание сосредотачивали на средствах коммуникации, особенностях контакта, коммуникативных действиях, видах взаимодействия, в частности, в конфликтных ситуациях и во время переговоров. Другими словами, в процессе этих исследований чаще изучали вопрос, как общаются и взаимодействуют субъекты, а не то, по поводу чего они общаются. В разных концептуальных системах (бихевиоризм, гештальтпсихология, неофрейдизм) общение анализировали с помощью основных положений этих систем. А потому составляющие общения часто изучали отдельно: или обмен информацией, или взаимодействие или процесс восприятия друг друга. Так же нередко этика и психология общения исследуются отдельно, хотя в реальной жизни они проявляются в единства.