Лекция 2 ОБЩЕНИЕ
КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Исследование этики и культуры
общения на современном этапе
Изучением общения до начала XX
в. наука не занималась, рассматривались и исследовались только отдельные составляющие
этого феномена. Однако в начале XX в. до этих проблем начинают обращаться
отечественные и зарубежные ученые. Многомерную стимулирующую роль общения в
жизни человека должным образом начали осознавать ученые разных отраслей наук -
теоретики и специалисты-практики. Популярными стали советы американского
специалиста Д. Карнеги о том, как улучшать общение и завоевывать себе
друзей. Однако эти рекомендации имеют не научную, а преимущественно практическую ценность.
Они касаются технологии общения и не раскрывают его этической и
психологической структуры и закономерностей. В то же время они в определенной степени
помогают деловым людям и всем, кого волнует процесс общения, кто чувствует
в этом трудности [4]. Однако, как считает Е. Шостром, нередко поради Д. Карнеги приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии. К сожалению, лишь немногие люди, по мнению Э.
Шострома, на самом деле общаются на высоком уровне культуры. Он описывает
актуализатора - человека, который имеет гуманные мотивы общения и относится к
партнера как к равной себе личности [23].
До общения как научной проблемы
активно подошли специалисты по этике, психологии, философии и других отраслей
науки в 20-30-е годы нынешнего века. В их работах отмечалось, что
моральные ценности и нормы формируются под влиянием высших, в том числе религиозных,
ценностей или соответствуют традициям, обычаям и ритуалам
своего общества.
На Западе в 30-е годы зародилась
школа “человеческих отношений”. ее сторонники, разрабатывая сложные экономические,
финансовые вопросы, начали обращаться к этике, психологии и социологии - наук
о человеческом поведении. К сожалению, в советской теории и практике ничего, кроме
жесткого сопротивления “проискам " буржуазной идеологии в области становления “человеческих
отношений”, не было наработано, а попытки некоторых ведущих ученых апеллировать
к истине, к разуму привели к разгрому социологии и недооценка
психологии в нашем обществе, что нанесло немалый ущерб.
После 30-х годов интерес к проблемам общения
несколько уменьшился. Однако за последние десятилетия они вновь привлекли к себе внимание.
Благодаря интеграции экономики, росту политической зависимости одних народов от
других, развития средств коммуникации усиливается общечеловеческое начало в
морали. Добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - слова, которые есть в языках
всех народов. Перед угрозой общечеловеческого уничтожения человек стал больше
чувствовать себя абсолютной ценностью. Это обусловило развитие наук о человеке, о
ее отношения с другими. В частности, проблемы общения превратились в “логический
центр” всей системы психологической проблематики [8], что было связано также с
развитием социальной психологии, усилением ее влияния на другие психологические
дисциплины.
С развитием капитализма отношение
между этическими нормами и практической деятельностью людей постепенно меняются. Если
на первых этапах зарождения производственных
отношений к своей профессиональной деятельности люди относились соответствии с принятыми
этических норм (ответственности, долга, честности), то с развитием рыночных
отношений возникают “ножницы” между этическими нормами и поведением людей на
производстве, между обязанностью человека и его отношением к делу. А это сказалось
также на культуре поведения и общения [13].
Последние 30 лет характеризуются
появлением ряда работ, где общение рассматривается с разных точек зрения. Нередко в
них по-разному раскрывается содержание основных характеристик феномена общения,
иногда неоднозначно трактуются категории. В 1969 г. американский психолог Д.
Депс насчитал 96 дефиниций общения [9].
Наряду с учебниками, научными
разработками о общение написано много научно-популярной литературы. Стоит
отметить труды зарубежных авторов, посвященный проблеме семьи, предупреждению
и разрешению конфликтов, проведению переговоров и улучшению межличностных
взаимоотношений. Общение теперь изучают во взаимосвязи с различными видами
деятельности. В исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых наиболее
подробно описано деловое, в частности педагогическое, общение. Направленность этих
исследований практическая - достичь эффективности в профессиональной деятельности.
Неожиданным для многих открытием
“организационной культуры” как важного инструмента управления хозяйством
ознаменовались 80-е годы. Много зарубежных теоретиков назвали культуру, и
прежде всего культуру общения, важной составляющей в борьбе за успех в
бизнесе. Известный американский специалист в области управления Ли Якокка в
монографии “Карьера менеджера” отмечает, что психология была для него
самой ценной из всех университетских дисциплин. Работая в сфере управления, он
в общении с разными людьми чаще использовал знание психологии и
этики, особенно этики общения, чем инженерные
и экономические знания. Общение он считает лучшим способом направить энергию
людей на достижение поставленной цели [25, с. 48-49, 78-79].
В разные времена подходы к изучению
общения были не одинаковыми. Если, например, в психологии в 20-60-е годы
его исследовали в контексте массовых процессов, а затем - в онтогенезе, во взаимосвязи
с речью и высшими психическими функциями, то в конце 60-х - начале 70-х
лет наука изучала, как меняется поведение людей в различных ситуациях
непосредственного общения, анализировала различные средства, в частности невербальные
характеристики и их значение для восприятия одного человека другим, рассматривала
прикладные аспекты общения как целенаправленное воздействие.
Развитие производственных отношений
стимулировал ученых и практиков к изучению общения в связи со становлением
и развитием личности. Именно на этом пути плодотворно объединились позиции этиков
и психологов. В науке произошел так называемый коммуникативный поворот. Суть его - в
переходе от субъекта, который предпочитает монологові, к субъекту, который
стремится к диалогу в общении и взаимодействии с другими людьми [11]. Основное внимание
сосредотачивали на средствах коммуникации, особенностях контакта, коммуникативных
действиях, видах взаимодействия, в частности, в конфликтных ситуациях и во время переговоров.
Другими словами, в процессе этих исследований чаще изучали вопрос, как общаются
и взаимодействуют субъекты, а не то, по поводу чего они общаются. В разных
концептуальных системах (бихевиоризм, гештальтпсихология, неофрейдизм)
общение анализировали с помощью основных положений этих систем. А потому
составляющие общения часто изучали отдельно: или обмен информацией, или
взаимодействие или процесс восприятия друг друга. Так же нередко этика и психология
общения исследуются отдельно, хотя в реальной жизни они проявляются в
единства.