Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

РАЗДЕЛ 2

 

1 ОБУЧЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

1.2. Обучение как условие развития

 

Анализ категории обучение будет неполным без осознания ее взаимоотношений с категорией развития. Для современной психолого-педагогической науки проблема взаимосвязи обучения и развития является одним из центральных методологических вопросов. Правильное решение вопроса о взаимоотношении этих двух научных понятий имеет большое значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую формулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Так же каждая концепция психического развития, которую формулирует психолог, имеет в себе и определенную теорию обучения. В истории психологической науки существовали различные подходы к решению этого вопроса, которые можно объединить в 4 группы:

1. Развитие и обучение - независимые процессы, обучение не влияет на развитие, которое понимается как развертывание программы наследственности (биологической или соціогенетичної), а лишь демонстрирует результаты последнего.

2. Обучение (научение) и есть развитие, эти категории схожи: одно и второе понимаются упрощенно или как процесс создания ассоциаций и навыков, или наработки соответствующих реакций, или образование условно-рефлекторных связей.

3. Обучение надстраивается над развитием по мере того, как созревание создает готовность к нему, оно - внешнее условие развития как созревания, что реализует наследственно обусловленные особенности психики. По сути, развитие здесь расщепляется на две независимые процессы: развитие - созревание и развитие - обучение.

4. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. В соответствии с этим подходом обучение как передача ребенку социального опыта опережает ее развитие, стимулирует этот процесс, создавая "завтрашний день развития". При этом оно опирается на достижения развития ребенка, которые проявляются в ее самостоятельной активности (это так называемые уровень или зона его актуального развития). В педагогической взаимодействия взрослого по поводу нового содержания обучения создается зона ближайшего развития ученика. Последняя диагностируется по тому, что ребенок может делать при наличии такой помощи взрослого.

Четвертая точка зрения на сегодня является самой авторитетной в мировой психологии. На признании ведущей роли обучения (и воспитания) в психическом развитии личности базируется современная психологическая теория развития человека. Основные тезисы этой теории следующие.

Под психическим развитием в психологии понимают последовательную, прогрессирующую, хотя и с элементами регресса, в целом необратимую количественно-качественное и структурное изменение психики живых существ. Психическое развитие характеризуется закономерным и необратимым характером изменений, направленностью как способностью накапливать изменения, "надстраивать" их над предыдущими и кумулятивністю как способностью включать старые психические функции в новые структуры. Психическое развитие реа-тся в формах филогенеза - становления психических структур в ходе биологической и социокультурной эволюции и онтогенеза как формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида (человека или животного). Онтогенез имеет стадиальный характер. Последовательность периодов развития необратима и предсказуема.

Общими для человека и животного есть такие общие законы развития:

закон цикличности - развитие представляется совокупностью законченных циклов (периодов), темп развития выше в начале цикла и замедляется в конце;

закон метаморфоз развития - развитие происходит через его возникновения новообразований, которые появляются на конец предыдущего цикла (периода) и активно развиваются в следующем периоде; последний считается в психологии наиболее благоприятным для этого;

закон неравномерности развития - различные психические функции возникают и особенно активно развиваются в разное время и таким образом обозначают основные линии развития определенного цикла;

закон единства процессов эволюции и инволюции свидетельствует, что развитие представляет собой диалектическое единство процессов построения новых, более совершенных психических структур и разрушения менее эффективных, которые, исчерпав свой развивающий потенциал, исчезают с арены общего хода развития. Как правило, такие процессы характерны для кризисных периодов развития. Эволюционном розвоєві психики больше соответствуют литические периоды, в онтогенезе литические и кризисные периоды последовательно сменяют друг друга.

Существуют три основные законы развития личности человека:

закон построения высших психических функций (присущих только человеку) как переход от непосредственных, природных, генетически установленных форм и способов психической активности до опосредованных искусственных, которые возникли в процессе культурного развития и прежде всего развития языка человека и стали психологическими орудиями сознательного управления ее внутренней психической активностью;

закон межличностного характера развития всех высших психических функций, которые изначально существуют извне, разделенные между взрослым и ребенком, а уже потом становятся единственной внутренней психической функцией ребенка;

закон интериоризации или перехода психических функций извне внутрь, свидетельствует, что любая высшая форма социального поведения сначала усваивается ребенком с внешней стороны через подражание, а дальше, по мере того, как взрослые наполняют эту активность социальным содержанием, происходит процесс осознания ребенком, поняв содержание функций, их строение, ребенок начинает сознательно управлять своими психическими операциями и регулировать их, а это уже, как известно, прерогатива личности.

Факторами психического развития человека считаются ее активность, наследственность и среда. Это ведущие детер-мінанти развития. Наследственность как предпосылка развития проявляется в индивидуальных качествах человека, действие фактора общественной среды наиболее систематически осуществляется через обучение и воспитание и отражается в сложившихся социальных качествах личности, а фактор активности обеспечивает взаимодействие двух предыдущих детерминант.

Механизмы психического развития описывают такие принципы и категории:

принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы психического: устойчивость и равновесие - тупики эволюции, противоречия отношений "запускает" развитие психики;

принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменений (спад-ковості - сменности) как условие развития системы;

принцип дифференциации и интеграции как критерий развития структуры психики.

Процесс психического развития обеспечивают такие его составляющие: периоды развития, социальная ситуация развития, ведущая деятельность периода, кризисы развития и его психологические новообразования. Содержание, основное направление развития и формирования его основной линии, связанной с центральным психологическим новообразованием периода, определяет "социальная ситуация развития" личности. Она описывает достигнутое в определенный период развития взаимоотношение между достигнутым потенциалом развития ребенка, что проявляется в своерид-ности ее активности и особенностями влияния социальной среды, которые способствуют процессу психического развития ребенка или тормозят его. Психологическим индикатором характера таких взаимоотношений выступают переживания ребенка: положительные, в случае соответствия педагогических условий индивидуальным потребностям развития, и отрицательные, если условия воспитания и обучения не способствуют развитию ребенка или тормозят его. Такого рода переживания особенно характерны для кризисных периодов онтогенеза личности, когда новообразование ее психики, как результат предыдущего развития, не находит адекватных социальных условий для своего дальнейшего становления.

Согласно принципу единства психики и деятельности основным психологическим средством развития новообразований психики является деятельность ребенка, организованная взрослыми в ходе его воспитания и обучения, в частности, ведущая деятельность (игра, обучение и т.п.).

Ведущая деятельность - это специально организованная взрос-лими деятельность, которая, при условии овладения ребенком, вызывает самые главные изменения в его психическом строении, развитие психических новообразований личности и возникновение ее новых структурных элементов.

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, а также оптимальных педагогических механизмов формирования таких видов активности.

Онтогенетический развитие человека не прекращается и в зрелом возрасте. Поэтому в приведенной таблице представлены рядом с широкоизвестными в современной педагогической психологии материалами, связанными с особенностями первичной социализации личности, в рамках которой она особенно эффективно развивается под организующим влиянием других людей, и видение автором продолжения развития таких процессов в рамках взрослого возраста. В этот период человек выступает

Таблица

Основные характеристики ведущих форм деятельности личности

Период

Ведущая деятельность

Ведущий сторону социализации: (А-развитие личности, сферы, Б - познавательной)

Основные новообразования периода

Доминирующий образовательный процесс

Возраст младенца (0-1 год) - этап "доверия к миру"

Эмоциональное общение с рослыми

А - освоение норм отношений между людьми

Доверие к себе и другим,

открытость новому, эмпатия, стрессоустойчивость

Воспитание

Раннее детство

(1-3 года) - этап

"самостоятельности"

Предметно-манипулятивная

деятельность

Б - освоение общественно выработанных средств деятельности 3 предметами

Способность обучаться по образцам и инструкциям: речь, предметные действия, способность к имитации

Обучение

Дошкольное детство

(3-6/7 лет) - этап "выбора инициативы "

Игра

А - освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

Социальные навыки сотрудничества со взрослыми и детьми, воображение, креативность, символическая функция

Воспитание

Младший школьный возраст (6-

11 лет) - этап компе-тентності

Учебная деятельность

Б - освоение знаний, развитие интеллектуально - познавательных функций

Рефлексия,

произвольность

как способность

к саморегуляции,

развитие

способности

учиться

Обучение

Подростковый возраст (11 - 14 лет) - этап

"открытие себя"

интимно - личностное общение со сверстниками

А - освоение норм

взаимоотношений между людьми

Чувства

взрослости,

социальная,

личностная

рефлексия,

"Я-концепция"

как структурное

образование

самосознания

Воспитания и самовоспитания

Период

Ведущая деятельность

Ведущий сторону социализации: (А-развитие особист, сферы, Б - познавательной)

Основные новообразования периода

Доминирующий образовательный процесс

Юношеский возраст (14 - 19 лет) - этап самоопределения

Учебно-профессиональная и трудовая деятельность

Б - освоение профессиональных знаний, навыков и умений, знакомство с нормами

Мировоззрение и профессиональное самовиз - семинары, интеллект как система познавательных

Обучение и самообразование

"мир и Я"

 

профессиональной этики

функций; индивидуальный сталь деятельности

 

Молодость

(20-25/ 30 лет) - этап

"человеческой близости"

Создание семьи,

воспитание детей, труд как способ существования в обще-стви

А, Б - осознание ценности людей, находящихся рядом, развитие ответственности за свою и их судьбу

Любовь как безоговорочное принятие другого,

убеждение как

совокупность

индивидуальных

жизненных

принципов

Самовоспитание и самообучение

Взрослость

(25/30 -... лет) - этап

"человеческой зрелости"

Трудовая деятельность, воспитание детей, передача опыта

А, Б - приобретение профессионального мастерства, опыта организации людей,

управление ими

Профессионализм,

мудрость

как осознание

смысла собственного

жизнь

и человеческих

взаимоотношений

Обучение и воспитание других

ведущим агентом собственной жизнедеятельности, самих изменений и психического развития, становится способным направлено вызвать такие процессы в других людях путем их обучения и воспитания, благодаря чему сама приобретает новых психологических характеристик.