Урок 10
Тема. Представление о языке как средстве общения между людьми
Цель: дать представление о язык как важнейшее средство общения между людьми, познакомить с процессом развития речи; развивать устную речь детей; воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: карточки с вопросами к игре.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 43
- Прочитайте составленные вами предложения.
- Объясните правила их записи.
2. Игра «Знатоки»
Учащихся класса объединить в несколько команд. Учитель раскладывает на столе карточки с вопросами, которые подаются на с. 21 учебника. Представители команд по очереди выбирают карточки, а после обсуждения команда дает ответы на вопросы. Выигрывает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.
III. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Учитель предлагает учащимся сообщить друг другу определенную информацию. Он шепчет на ухо одному ученику и просит передать эту информацию, не используя речь.
Например:
- открой дверь;
- передай книгу;
- посмотри в окно.
- Почему нам нелегко было понять друг друга?
IV. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем, как решили эту проблему наши предки, как они научились понимать друг друга.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная устная работа (упражнение 44)
- Для чего людям нужна речь?
- А для чего необходимо понимать друг друга?
Вид вещания появился первым?
2. Историческое путешествие (по материалу упражнения 45)
- Умение владеть звуками своего голоса и запоминать значения этих звуков навсегда отделило человека от животных. Для того, чтобы человек стал человеком разумным, должно было появиться слово.
Какие же слова появились первыми? Сначала это были возгласы: ах, ух, эх, ай, эй. Может, именно из них впоследствии появились слова: ужас, боль, смех. Первыми были звукоподражательные слова: динь-динь, гав-гав, мяу-мяу, ко-ко-ко.
Эмоциональные возгласы, выражающие предостережение, приветствие, просьба, такие, как современные давай, спасибо, прошу, были уже словами, которые обозначали не предмет, а действие.
Это было очень важно, потому что именно тогда речь стала для людей настоящим средством общения. Но произнесенное слово быстро исчезает. Людям нужно было придумать, как сохранить слова и затем передать их другим. Так появилось письменная речь.
Посмотрите на рисунок из упражнения 45, как когда-то писали люди.
(Учитель рассказывает о древние рисунки на стенах пещер, вавилонский клинопись, египетские иероглифы.)
- Какие из этих изображений вам понятны?
- А почему не поняли другие?
- А как мы пишем? Что обозначают буквы алфавита?
VI. Закрепление и систематизация знаний
1. Минутка чистопису (с. 23)
- Подчеркните буквы и соединения, которые вышли найкраще. назовите звуки в слове квадрат, соотнесите их с буквами.
2. Коллективная работа (упражнение 48)
- Рассмотрите рисунки и назовите фигуры. Как их можно назвать одним словом?
(Задание 2 предложить выполнить в парах. Проверка - опрос пары.)
- Но эти фигуры можно назвать не только геометрическими, но и знаками. Ведь сейчас вместо слов и целых предложений люди пользуются знаками.
3. Работа по вариантам
I вариант - упражнение 46;
II вариант - упражнение 47 (1).
- Рассмотрите рисунки, прочитайте задание к упражнениям. Расскажите, где в современной жизни используются знаки. (Проверка - индивидуальный опрос.)
- Где в современной жизни нам встречаются знаки?
- А как вы думаете, почему знаки и до сих пор используются?
4. Развитие устной речи (упражнение 47 (2)
(Возможно проведение работы в виде игры «Кто больше?»)
- Какое речи - устное или письменное - использовали?
- С какой целью мы им пользуемся?
VII. Итог урока
- С чем мы сегодня познакомились?
- Какое речи - устное или письменное - появилось раньше?
- Что побудило людей к созданию языка?
- Не забывайте, что именно этим человек отличается от животных. Поэтому для понимания следует пользоваться языком, а не физической силой.
VIII. Домашнее задание с инструктажем (упражнение 49)
- Рассмотрите рисунки и назовите слова, которые запишете.
- Задачи 2 и 3 выполните устно, а в задании 4 - не только устно составите предложение, а и запишите их в тетрадь.
- Какие правила записи предложений необходимо будет вспомнить?