Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 10

Тема. Представление о языке как средстве общения между людьми

 

Цель: дать представление о язык как важнейшее средство общения между людьми, познакомить с процессом развития речи; развивать устную речь детей; воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: карточки с вопросами к игре.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 43

- Прочитайте составленные вами предложения.

- Объясните правила их записи.

2. Игра «Знатоки»

Учащихся класса объединить в несколько команд. Учитель раскладывает на столе карточки с вопросами, которые подаются на с. 21 учебника. Представители команд по очереди выбирают карточки, а после обсуждения команда дает ответы на вопросы. Выигрывает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.

 

III. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

Учитель предлагает учащимся сообщить друг другу определенную информацию. Он шепчет на ухо одному ученику и просит передать эту информацию, не используя речь.

Например:

- открой дверь;

- передай книгу;

- посмотри в окно.

- Почему нам нелегко было понять друг друга?

 

IV. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы узнаем, как решили эту проблему наши предки, как они научились понимать друг друга.

 

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная устная работа (упражнение 44)

- Для чего людям нужна речь?

- А для чего необходимо понимать друг друга?

Вид вещания появился первым?

2. Историческое путешествие (по материалу упражнения 45)

- Умение владеть звуками своего голоса и запоминать значения этих звуков навсегда отделило человека от животных. Для того, чтобы человек стал человеком разумным, должно было появиться слово.

Какие же слова появились первыми? Сначала это были возгласы: ах, ух, эх, ай, эй. Может, именно из них впоследствии появились слова: ужас, боль, смех. Первыми были звукоподражательные слова: динь-динь, гав-гав, мяу-мяу, ко-ко-ко.

Эмоциональные возгласы, выражающие предостережение, приветствие, просьба, такие, как современные давай, спасибо, прошу, были уже словами, которые обозначали не предмет, а действие.

Это было очень важно, потому что именно тогда речь стала для людей настоящим средством общения. Но произнесенное слово быстро исчезает. Людям нужно было придумать, как сохранить слова и затем передать их другим. Так появилось письменная речь.

Посмотрите на рисунок из упражнения 45, как когда-то писали люди.

(Учитель рассказывает о древние рисунки на стенах пещер, вавилонский клинопись, египетские иероглифы.)

- Какие из этих изображений вам понятны?

- А почему не поняли другие?

- А как мы пишем? Что обозначают буквы алфавита?

 

VI. Закрепление и систематизация знаний

1. Минутка чистопису (с. 23)

- Подчеркните буквы и соединения, которые вышли найкраще. назовите звуки в слове квадрат, соотнесите их с буквами.

2. Коллективная работа (упражнение 48)

- Рассмотрите рисунки и назовите фигуры. Как их можно назвать одним словом?

(Задание 2 предложить выполнить в парах. Проверка - опрос пары.)

- Но эти фигуры можно назвать не только геометрическими, но и знаками. Ведь сейчас вместо слов и целых предложений люди пользуются знаками.

3. Работа по вариантам

I вариант - упражнение 46;

II вариант - упражнение 47 (1).

- Рассмотрите рисунки, прочитайте задание к упражнениям. Расскажите, где в современной жизни используются знаки. (Проверка - индивидуальный опрос.)

- Где в современной жизни нам встречаются знаки?

- А как вы думаете, почему знаки и до сих пор используются?

4. Развитие устной речи (упражнение 47 (2)

(Возможно проведение работы в виде игры «Кто больше?»)

- Какое речи - устное или письменное - использовали?

- С какой целью мы им пользуемся?

 

VII. Итог урока

- С чем мы сегодня познакомились?

- Какое речи - устное или письменное - появилось раньше?

- Что побудило людей к созданию языка?

- Не забывайте, что именно этим человек отличается от животных. Поэтому для понимания следует пользоваться языком, а не физической силой.

 

VIII. Домашнее задание с инструктажем (упражнение 49)

- Рассмотрите рисунки и назовите слова, которые запишете.

- Задачи 2 и 3 выполните устно, а в задании 4 - не только устно составите предложение, а и запишите их в тетрадь.

- Какие правила записи предложений необходимо будет вспомнить?