ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Урок № 9
Тема: Местоимение. Числительное
Цель: повторить изученное о местоимение и числительное как части речи, совершенствовать умение находить местоимения и числительные в тексте, определять их грамматические признаки; совершенствовать орфографические навыки; воспитывать патриотические чувства; развивать память, мышление, речь.
Тип урока: урок повторения изученного.
Оборудование: учебник, проектор.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Повторение ключевых вопросов.
Прочитать спроектированы через проектор предложения. Найти в тексте слова, указывающие на предметы, их признаки, количество, не называя их. Какими частями речи являются эти слова? Вместо какого существительного употребляется в предложениях каждый из местоимений?
1. Душу, тело мы положим за нашу свободу! (П. Чубинский.) Есть что-то святое в словах «мой родной край». Его история... В ней столько горечи! (Л. Забашта.) Каждого мужчины к своему краю тянет. Нашему роду нет переводу. (Род. творческим.)
2. Я помню каждое слово, смотрю, как вы заходите в класс. И звонит утром звонок малиново, и учительница встречает снова нас. (М. Сингаевский) Каждый месяц, каждую пору на земле новый наряд. И мы сами не те, что вчера, мы растем каждый день. (Н. Забила.)
Беседа.
· Какая часть речи называется местоимением? Привести примеры.
· Вместо слов какой части речи употребляются местоимения?
· Объяснить название местоимение.
· Как изменяются местоимения?
· Какова роль местоимений в речи?
Работа с учебником. Выполнение упражнения 61 (устно).
III. Выполнение упражнений на повторение.
Работа у доски.
Записать предложения. Подчеркнуть местоимения, определить признаки каждого (воспользовавшись таблицей «Сведения о части речи» на стр. 18).
Я из рода, что любит свободу. Как мы будем в мире жить, нас не сломить. Не будет добра, как между нами ворожда. За честное дело ты стой смело! Земля милая, где тебя мать родила. Воля нам дороже жизни. (Род. творческим.)
Переписать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть местоимения, задать каждому из них вопрос.
Ты посп..тай зв..чайного местоимения, за кого он в языке? По имен..ика! Хотя может этот наш скромный пос..посредник замінювать ч..слівник и прилагательное. (Д. Белоус.)
Работа у доски.
Записать предложения. Какими частями речи являются выделенные слова? Как вы это определили?
А девочкам и хлоп’ятам не сиделось дома всем. Надо в школу на дев’пятую, а они сошлись в семь. (П. Воронько.) Мы домой бежали вдвоем, несли в двух руках горох. (Род. творческим.)
ИV. Повторение ключевых вопросов.
Беседа.
· Какая часть речи называется числительным?
· На какие вопросы отвечают числительные? Привести примеры числительных.
· Как изменяются числительные? Навечти примеры.
V. Выполнение упражнений на повторение.
Выборочный диктант.
Выписать числительные (в форме именительного падежа), к каждому задать вопрос.
Я - один, а с папой - двое, папа, мама, я - уже трое, вместе с братом нас - четыре, мы из четвертой квартиры. Еще дедушка, он будет п’пятый. Можно дальше считать. (В. Новомирова.) На детей родители богатые - одиннадцать в доме. (Д. Белоус.) Принялась мокрица прямо посреди дороги упорядочивать ноги: виплутала первую, п’пятую, потом третью и дев’пятую, двадцать вторую и двадцать шестую. Потом... все пошло не просто, потому что когда нашла тридцатую, уже забыла о двадцатую. А пока ее искала, п’ята снова где-то пропала. (И. Светличный.) Все сто ножек обмітала, все сто ножек вытирала. (Г. Бойко.)
Работа у доски. Записать пословицу’я. Определить числительные, подчеркнуть их. К каждому из числительных задать вопрос.
Ложь стоит на одной ноге, а правда - на двух. Одному не страшно, а двоим - веселее. Природа одном мама, а втором мачеха. Равно лето лучше, как сто зим. Кто один раз солгал, поэтому на второй раз не поверят. Пять дней ничего не делаем, на шестой отдыхаем, на седьмой приключений ищем.
Народное творчество.
Прочитать (прослушать) загадки, отгадать их. Указать принятые в загадках числительные. К каждому из них задать вопрос.
У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер? 2. Шли сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? 3. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. 4. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? 5. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песни поет. 6. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не видят. 7. Молчит, а сто дураков научит. 8. Кто утром ходит на четырех, днем на двух, а вечером на трех? 9. Под одним колпаком семьсот казаков.
Народное творчество.
Отгадки.
1. Одна. 2. Трое. 3. Руки и пальцы. 4. Всадник и конь. 5. Косяки, скрипучие двери, человек, который открывает их. 6. Месяца. 7. Книга. 8. Человек. 9. Маковка.
Объяснительный диктант.
Подчеркнуть числительные, определите их падежи.
У семи нянек дитя без носа. Работает до седьмого пота. Рыба и гости портятся третьего дня. Кто больше трех дней пьет и танцует, то двадцать пять дней голодает. Это то, что одним выстрелом сорок семь уток бы’есть. Богатство одного может стать причиной бедности десятерых. Одном мука, а десятерым наука. Кто имеет надежду, до ста лет молодеет.
Народное творчество.
Предупредительный диктант.
Числительные подчеркнуть. До каждого числительного задать вопрос.
1. Облетал журавль сто морей, сто земель. (П. Воронько.) Ночью на небо посмотри, когда нет облаков! Увидишь там Большой Воз, а в нем - семь звезд. (Н. Забила.) Рождество Христово отмечают седьмого января. Независимость Украины была провозглашена десять лет назад. (Из газ.) Сегодня зозуля в лугу широком мне накуковала аж тысячу лет. (Есть. Гуцало.) Насчитала всем лета. Двадцать, тридцать, вплоть до ста! (Л. Компаниец.) Украинский рубль делился на двести шагов.
2. Ходят, ходят две голубки белые и зерен ищут по двору. (О. Маковей.) Ой у полі три тополі, а четвертая увядает. С песнями огромный мир в сто раз. (П. Воронько.) Первый карманный часы были созданы пятьсот лет назад. Человеческая волосинка толщиной пять сотых миллиметра выдерживает груз сто граммов. Самый первый в мире автомобиль появился сто пятнадцать лет назад. Первую в Украине публичную библиотеку было открыто сто семьдесят лет назад в Одессе. (Календ.)
VІ. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 59 (II).