ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 9
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ
ОДНОСОСТАВНЫХ И ДВУСОСТАВНЫХ, РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕПОШИРЕНИХ, ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ,
ОСЛОЖНЕННЫХ И НЕОСЛОЖНЕННЫХ ПРОСТЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ИНТОНИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: повторить сведения о
односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, осложненные и
осложненные простые предложения и ознакомиться с оттенками их интонирования;
совершенствовать пунктуационные умения учащихся;
мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников любовь
к родному языку.
Внутри-предметные связи:
стилистика (стилистический синтаксис).
Межпредметные связи: литература
(выразительное чтение поэтического текста).
Тип урока: урок расширения и
углубления знаний и развития практических умений.
ХОД УРОКА
И. Мотивационно-организационный этап
Конструктивная работа со схемой
► Вместо знака вопроса вставьте
пропущенные названия типов простых предложений по их признакам (например, по
наличием ускладнювальних компонентов - осложненное / неосложненное). Наведите
примеры к каждому типу предложений.
Сообщения экспертов
► Учитель заранее выделяет команду экспертов, которая
получает задание подготовить сообщение по теме «Интонирование различных видов
простых предложений».
Материал для справок:
Важнейшим признаком предложения является его
интонационная оформленность. Основных типов интонации три, за этим различают три
разряды предложений и три типа знаков препинания в конце предложения.
Розповідне предложения произносят хоть и
не всегда вполне однообразно, то есть не всегда с той же интонацией, поскольку
на последнюю, между прочим, влияет большая или меньшая распространенность предложения, но
характерной приметой такого предложения является понижение, падение голоса под конец.
На письме такую интонацию обозначают точкой.
Примеры предложений-рассказов: 1. Солнце
заходит (Т. Шевченко). 2. Собирали поздние гречки (Г. Коцюбинский). 3. На серой
скалы мак цветет (А. Олесь).
Выразительной признаком интонации
предложение-вопрос очень заметное возвышение голоса на одном каком-то слове. Когда в
предложении есть вопросительное слово (кто, где, куда), то это подъем обычно и бывает на
этом слове, когда же его нет, то на другом. На письме знак вопроса передает
вопросительную интонацию.
Примеры вопросительных предложений: 1. Что я
должен делать? (М. Волновой). 2. Ты любишь смотреть на небо? (П. Загребельный).
3. Почему с тобою нам не совместить дружбу? (М. Рыльский).
Окличне предложения характеризуется
возвышенной интонацией па всех словах (на письме обозначается восклицательным знаком).
Примеры предложений-знаков: 1. Весна
идет! (Б. Гринченко). 2. Мы хотим жить! (В. Чумак). 3. Все преодолею! Буйным
вихрем закручу! (Г. Чупринка).
II. Процессуально-деятельностный
этап
Лингвистический анализ
► Прочитайте выразительно стихотворение, правильно
інтонуючи различные по цели высказывания и эмоциональной забарвленістю предложения.
Охарактеризуйте простые предложения, используя схему «Типы простых предложений».
В шелесте калины,
В шуме волн Днепровских,
В душах надежный
Взлелеянная речь.
Гордая и ласковая,
Отвергнутая и забытая,
Ты стала чужой
Кобзаревим внукам.
Как же их назвать?
Подскажи то слово!
Ты же такая богатая,
Родная наша мово!
И неужели забудут
Люди снов свирели
И навек умолкнут
Думы и щедривки?
Почему не бьется в груди
Больше честь сыновья?
Что с тобой будет,
Мово украинская?
С. Когут
Выборочно-аналитическая работа
► Выпишите сначала неполные предложения,
а потом - полные. В скобках возле каждого предложения укажите, односкладне оно или
двоскладне. Подчеркните члены предложения.
Обратите внимание! То, что в
односкладному предложении есть только один главный член, не означает, что предложение
неполное, поскольку второй главный член не предусмотрен его структурой.
Односкладне предложение является неполным тогда, когда в нем пропущено этот главный член
или нужен другой второстепенный член предложения.
1. Всякое дело начинай с головы
(Народное творчество). 2. На улице ясная холодная ночь (И. Вильде). 3. Уж где-где и
дымок из трубы (Л.
Костенко). 4. Над
памятью простягнуто мосты (В. Коротич). 5. А под меловой горой дорога
белая (О. Ковалевский). 6. Неожиданно, вдруг в черную тишину что-то упало. Живет,
веселое, беззаботное (Г. Коцюбинский). 7. Вспомнил черешню белую-белую и двор в
питнім спориші (О. Апрельский).
Проблемное задание
► Подумайте, могут ли односоставные
именительные предложения быть неполными. Почему?
Упражнение-трансформация
► Перестройте нераспространенные предложения на
распространены.
1. Гудят ветра. 2. Шуршат листья.
3. Пауки мережать. 4. Блестят росинки. 5. Встретилось село.
Восстановительная работа
► Перепишите текст, вставляя
пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите в тексте простые осложненные
предложения. Какими синтаксическими конструкциями они усложняются? Туристов па
ул местах..Ки..ва ле..ко узнать. Ремень фотоаппарата, пер..брошенный через пл..че
или шею, ленивый вид и блеск удивления в глазах. Они (не)обязательно
фотографируются на фоне футуристического арх..т..ктурпого ансамбля па Майдане,
фонтанов па Крещатике. Свес..ка, бел..шесть киевских Туристов - это наши же
сограждане (они пр..святили свой выходной (не)отдыха где па пр..роде,
а путешествие., до столицы). Среди наших туристов (с)начала тяжело..разлучать других
странствований..представителей. Они пр..были сюда за тысячу (если не больше) километров. Влас..не,
вы вряд(ли) узнаете чужих сразу. Наши соседи с севера, востока, юж..ня
ездят сюда отдыха и спокойного..ваты «за границу», как мы в Прагу, Вену или Варшаву. Вот
так. Ки..в должен равняться на европейские города (3 журнала).
Стилистическое наблюдение
► Прочитайте отрывок текста. Определите
заборы предложений, употребленных в нем. Выясните, с какой целью использованы различные типы синтаксических
структур.
...Праздник Петра и Павла - жатва. А
там и Маковея: святили цветы и мак. Мельна, мамино село. Дедова Хата на холме,
белым песком высыпаны дорожки. Пахнут печеные лепешки. Катя вносит большую
черную башку. Ломит лепешки. В малой башке тереть мак. Медом пахнет. А мы
выпрашиваем кусочки ламанцев. Катя ругается: «Завтра Маковея. Потерпите.
Сейчас нельзя есть - на то лишь время завтра ... Как пережить ночь? Красное праздник
Маковея, как Святой вечер! (Г. Кобальчинская).
Вывод
Стилистические возможности синтаксических
структур проявляются в их противопоставлении за одним типом признаков. Так, при
сопоставлении односоставных предложений с двоскладними, неполных с полными, простых
со. сложными оказываются их стилистические функции.
III. Контрольно-рефлексивный этап
► Прочитайте юмореску по ролям. Которые
реплики диалога е неполными предложениями? Чем обусловлен пропуск членов предложения?
БУЙНЫЕ ПРЕДКИ
Ударил отец в сердцах мальчика
малого.
Тот поплакал, переплакав и спрашивает
в него:
- Тебя, папа, бил твой папочка?
- Бил, да еще и немало.
- Ну, а папу твоего били?
- Тоже перепадало.
И сказал хлопченятко, заломив
ручки:
- Теперь ясно, откуда у тебя
хулиганские штучки (П. Глазовой).
IV. Домашнее задание (на выбор)
► Написать юмореску в форме диалога,
используя неполные предложения.
► Выписать из справочной литературы вашего
специальности отрывок текста:
а) неполными предложениями, б)
односложными предложениями; в) осложненными предложениями. Выяснить, с какой целью
употреблено в тексте эти предложения.