Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел II. МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Уроки 8-9. Понятие «мир». Человек и Космос. Вселенная и Земля

 

Цель: ознакомить учащихся с понятиями темы, обобщить знания учащихся о Вселенной, Солнечной системе и планете Земля; развивать склонность к позитивному мышлению, интерес к познанию окружающего мира; воспитывать осознание, что человек - это часть Вселенной.

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала.

Форма урока: лекция с опорой на структурно-логические схемы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

О чем говорится в народных пословицах?

1. У Бога света много.

2. Сколько света, только и чудеса.

3. Все тень преходящая: одна вещь живущая - мир с Богом.

На основе ответов учащихся формулируется тема и цель урока.

 

III. Изучение нового материала Понятие «мир»

Рассказ учителя с опорой на схемы

- Проблема понимания мира всегда была в центре внимания науки и религии. Что же такое мир?

В широком смысле это целостная совокупность всего существующего.

Люди в древности представляли мир как то, что их окружало. Каждое племя жило своим миром. «Свой мир» - место, изученное собственным народом, «чужой мир» - место, не освоенное собственным народом. В процессе эволюции миры познавали друг друга как соседи. Люди понимали, что вместе их миры составляют «вселенная». А над всем этим существовал мир богов, который люди называли «космос». Схематически это можно изобразить так:

 

 

Но в течение развития человечества менялись и его представления о мире.

 

Развитие представлений о мире

Мифология

Религия

Наука

Философия

Мир - природа, что нас окружает

Мир состоит из естественных и сверхъестественных божественных сил

Наша Земля - часть Космоса и Вселенной

Видение мира конкретным человеком является лишь его отдельным субъективным образом. Человек, имея собственный неповторимый мир, пытается постичь другие станы мира

 

Знания о мире - составная часть учения о человеке. В процессе развития человека меняется представление о мире, оно наполняется конкретно-историческим содержанием. Поэтому мир - это единство природной и общественной действительности, обусловленной практической деятельностью. А категория «мир» определяет не только естественные, объективно-материальные свойства, а прежде всего особенности человеческой практически-деятельностное отношение к себе и к условиям своего существования (внешний мир).

Человек в процессе активной целенаправленной деятельности преобразует природу на мир своего бытия, который, с одной стороны, обеспечивает ее существование и жизнедеятельность, а с другой - разрушает природу и создает угрозу собственному существованию. Если исчезнет человек, исчезнет и мир как мир бытия человека. Природа потеряет свою качественную определенность как мир человеческого бытия.

Содержание и границы мира не является чем-то неизменным. С овладением природой, усложнением общественных отношений и связей содержание понятия о мире углубляется, обогащается, а его границы расширяются. В сферу практической деятельности человек включает не только предметы непосредственно близкой природы, но и углубляет знания о Вселенной. Да, она выходит

в космос, проникает в глубины микро - и мегамира. Но центральную часть понятия «мир» составляет система социальных связей и отношений, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность. К тому же до содержания человеческого мира принадлежит ее духовную жизнь, продукты духовной жизнедеятельности (внутренний мир).

Таким образом, мир - это определенное бытие, универсальная предметность, в которой человек самоопределяется как субъект деятельности, который создает собственный мир - мир человеческого бытия.

 

Космос, солнечная система, планета земля как составляющие вселенной

Беседа за вопросами

1. Какие вы знаете тела природы? (Тела природы могут быть живыми и неживыми.)

2. Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? (Тела живой природы имеют признаки жизни, они дышат, питаются, размножаются, двигаются.)

3. Назовите несколько тел неживой природы. (Река, горы, парта, доска.)

4. Есть телами природы Солнце, Земля, Луна, звезды? (Да, это также тела природы.)

5. К какой части природы они относятся? Почему? (Они являются телами неживой природы, потому что не имеют признаков жизни, не дышат, не питаются, не размножаются и т.д.)

6. Звезды, Солнце, Месяц называют небесными телами. Почему? (Эти тела преимущественно находятся далеко на небе.)

7. А что же такое небо? (Небо - часть Вселенной.)

8. Что же такое Вселенная? (Вселенная - это безграничное космическое пространство с небесными телами, газом и пылью.)

Учитель. Что такое космос? Во Вселенной все небесные тела находятся в определенном порядке. Еще в древности люди заметили этот порядок и назвали его космосом. Слово «космос» в переводе с греческого языка означает порядок.

Ученые исследуют небесные тела и космические явления на специальных научных станциях - обсерваториях. Одной из крупнейших обсерваторий мира сегодня является обсерватория Мауна-Кеа, что вступила в строй в 1990 г. Она находится на вершине древней вулканической горы Мауна-Кеа на о. Гавайи. Сегодня она объявлена научным заповедником через свой уникальный астро-климат.

Рассмотрим более подробно некоторые небесные тела. У небесных тел есть одна общая особенность - все они двигаются. Во Вселенной вообще нет тел, которые бы не двигались. До небесных тел состоят планеты, звезды, кометы, астероиды, метеоры, метеориты, болиды и т.д.

Планеты - это небесные тела, вращающиеся вокруг звезд и не излучают собственного света. Это название крупным небесным телам дал в XIV в. польский астроном Николай Коперник. Планеты, которые движутся вокруг Солнца вместе с ним, образуют Солнечную систему. Планетами Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (Плутон с 2008 г. признан карликовой планетой). Именно в такой последовательности они расположены относительно Солнца. Свое название планеты получили в честь римских богов.

Планеты, расположенные ближе к Солнцу, имеют высокие температуры. Звезды - раскаленные небесные тела, излучающие свет. От остальных небесных тел они отличаются тем, что сами излучают свет и имеют большую температуру поверхности. Звезды различаются между собой цветом, температурой, размерами, расстоянием от Земли.

Звезды располагаются на небе группами - созвездиями.

Созвездие - участок звездного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и определения звезд. Наиболее известными созвездиями Большая и Малая Медведица (наши предки называли их Большой и Малый Воз).

Беседа за вопросами

1. Какие вы знаете астрономические особенности планеты Земля?

2. Назовите особенности атмосферы Земли.

Дальнейший рассказ учителя базируется по схеме.

 

 

IV. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Как люди представляли мир в древности?

2. Объясните происхождение понятия «Вселенная».

3. Объясните разницу между мифологическим, религиозным и научным представлениям о мире.

4. Сколько звезд в Солнечной системе?

5. Приведите характеристику сфер планеты Земля.

 

V. Итог урока

Учитель. Пытаясь познать свою сущность, человек всегда задумывался над тем, что же такое мир. Формирование представлений о мире начинает познание человеком самого себя как части мира.

 

VI. Домашнее задание

Составить словарик понятий к теме: «мир», «мир вещей», «мир понятий», «внутренний мир», «внешний мир», «микрокосмос», «макрокосмос», «космос», «Вселенная», «Галактика», «Земля», «Солнечная система».