7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 28
Тема урока. Виражальна роль тембров и регистров в оркестровой музыке. Работа над песней "На долине туман".
Слушание музыки. В. А. Моцарт. Симфония № 40 (i И II ч.)
Цель урока: учить детей практически применять знания по музыкальной грамоте, формировать эмоционально-чувственную сферу учащихся; развивать навыки активного восприятия музыкального произведения; прививать интерес к музыке, делать самостоятельные выводы об услышанном.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет В. А. Моцарта.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Какое значение тембра и регистра в оркестровой музыке?
- Что такое тембр?
Тембр - это голосовое окраску. Каждый инструмент имеет специфическую окраску, по которым на слух можно определить название инструмента. Помните симфоническую сказку С. Прокофьева „Петя и волк”, в которой он предоставил инструментам „роль” главных персонажей, где каждому герою сказки соответствовал определенный инструмент.
Не менее важную роль играет регистр - это часть диапазона музыкального инструмента. Например, в нижнем регистре звуки тяжелые, низкие, а в верхнем - легкие, светлые, певучие.
(Выполнение триголосної ритмической упражнения на cт. 59 в руководстве).
IV. Работу над песней продолжаем (продолжение).
Чтобы песня прозвучала отчетливо, нужно обращать внимание на дикцию, характер исполнения, дыхания, а также на ритмический рисунок. Желающих опитую на оценку.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
- Посмотрите на портрет этого композитора и назовите его.
- Что вы знаете о В. А. Моцарта?
- Какие его произведения вы слушали?
- Чей это композитор?
2. Рассказ.
О красоте музыки Моцарта немецкий композитор Г. Шуман как-то высказался так: „Каждая нота в ней - чистое золото, каждая часть ее - клад”.
Удивительным был музыкальное развитие Моцарта. Родился будущий композитор в Австрии в г. Зальцбург 1756 г. в семье известного музыканта. Все воспринимали малого Моцарта как удивительную ребенка, называли волшебником. С 4-х лет он начал создавать собственные произведения, а в 6 стал виртуозом-клавесинистом. Следовательно, Моцарт гвместе с родителями и сестрой отправился в концертное турне по Европе. В 12 лет он написал свою первую оперу.
Чрезвычайно насыщенная творческая и исполнительская деятельность, нищета, невзгоды быстро подтачивали силы композитора. Из знаменитого в детские годы он становится почти забытым в годы зрелости.
Музыкальное наследие композитора велико: 19 опер, 50 симфоний, концерты для скрипки с оркестром, менуэты, рондо.
Сегодня мы послушаем с вами Симфонию № 40.
- Что такое симфония?
- Какие группы инструментов входят в симфонический оркестр?
Симфония № 40 - это произведение, которое раскрывает весь жизненный путь композитора - от романтических мечтаний гениального мальчика до трагических переживаний великого Моцарта.
2. Слушание И и II части симфонии.
3. Характеристика прослушанного.
I часть - это искренний рассказ человека, музыка трепетно-нежная с оттенком грусти Мелодию исполняют скрипки.
II часть - Andante (умеренная). Звучит светлая, напевное, нежная музыка. В ней отсутствуют контрасты, звучание оркестра будто излучает мягкий солнечный свет.
V. Итог урока.