7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 29
Тема урока. Гармония как элемент музыкальной фактуры. Разучивание украинской народной песни "Распустили кудри девушки".
Слушание музыки. В. А. Моцарт. Симфония № 40 (III ИV ч.)
Цель урока: дать детям понятие об особенностях построения сонатной формы, учить учащихся понимать логику построения сонатно-симфонического цикла; развивать вокально-хоровые навыки и ладо-тональный слух; воспитывать интерес к классической музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотный текст песни, портрет композитора.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение гаммы до мажор двоголоссям.
2. Пение аккордов.
Делю класс на три голоса: И выполняет верхние звуки аккордов, II - средние, а III - нижние. Добиваюсь чистоты звучания данных аккордов.
III. Объяснение нового материала.
Сочетание нескольких звуков, которые образуют созвучие или аккорд, называется гармонией.
После мелодии гармония является наиболее важным элементом среди музыкально-выразительных средств. Она дополняет звучание мелодии, придает ей определенного усиления. В песнях она обозначается латинскими буквами.
Посмотрите на нотный текст песни „Распустили кудри девушки”: обозначение Cm D7 - аккордовые.
Давайте подберем на слух II голос знакомой украинской народной песни и выполним ее двумя голосами.
Распустили кудри девушки
Украинская народная песня
Задушевно, трогательно
IV. Разучивание украинской народной песни „Распустили кудри девушки”.
Пусть она растет густая и пышная
Всем неверным ребятам на беду.
Я тебе, моя волшебная вышне,
Сам розы в косы заплету. Дважды
Наберу утром, когда росы,
Цветов, что серебрятся в росе.
Что есть лучше за девичьи косы
И розы вплетены в косе? Дважды
1. Художественный показ песни.
2. Краткая беседа о жанрах украинских народных песен.
Определяем с учащимися основное содержание текста слов песни, в которых воспевается девичья красота и нежность, доброта и вечность. Коса для девушки когда-то была символом чистоты и невинности. До свадьбы девушки не стригли волосы, а заплетали в длинную косу. Волосы мыли во всяком зелье, чтобы оно было красивое и пахло.
3. Разучиваю песню за нотным текстом, сольфеджуючи, а потом по фразам со словами.
Обращаю внимание на размер, тональность, ритмический рисунок, где встречается целая с точкой, заліговані ноты одинаковой высоты.
Работаю над двоголоссям в припеве.
V. Слушание музыки.
1. Беседа.
Сегодня мы продолжим слушать Симфонию № 40 В. А. Моцарта, но больше познакомимся с понятием „симфония”, что означает созвучность, и с ее построением.
Симфония соль минор состоит из четырех частей. Это - сонатно-симфонический цикл классического стиля. Основные разделы сонатной формы - экс-позиция, разработка и реприза.
Экспозиция - это изложение главной и побочной тем.
Разработка - это наиболее напряженный раздел в музыкальной форме.
Реприза - это видоизмененное повторение основных тем экспозиции.
Обратимся к симфонии Моцарта соль минор (№ 40), которая имеет четыре части.
I ч. - Alegro,
II ч. - Andante, которые мы слушали на прошлом уроке.
А сейчас послушаем II и IV части этой симфонии.
Третья часть - оживленный менуэт, хотя и мало похож на танец через свой волевой и энергичный характер.
Четвертая часть - финал, где чувства и настроения роднят его с музыкой И ч. И сама взволнованность главной и света грациозность побочной партий.
(Финал тоже написан в форме сонатного аллегро).
Сейчас послушайте этих две части симфонии и представьте себя дирижерами. (Прием „свободного дирижирования" покажет, как дети умеют передать с помощью движений контрастное звучание - от трепетно-нежного до энергично-мужественного).
- Какой характер менуэта в III ч., какой контраст появляется в средней части?
Музыкальный образ выраженный в финале, какими средствами?
VI. Итог урока.