Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 2. Композиция музыкального произведения

Урок 29

Тема урока. Гармония как элемент музыкальной фактуры. Разучивание украинской народной песни "Распустили кудри девушки".

Слушание музыки. В. А. Моцарт. Симфония № 40 (III ИV ч.)

 

Цель урока: дать детям понятие об особенностях построения сонатной формы, учить учащихся понимать логику построения сонатно-симфонического цикла; развивать вокально-хоровые навыки и ладо-тональный слух; воспитывать интерес к классической музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотный текст песни, портрет композитора.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

 

image230

 

1. Пение гаммы до мажор двоголоссям.

2. Пение аккордов.

Делю класс на три голоса: И выполняет верхние звуки аккордов, II - средние, а III - нижние. Добиваюсь чистоты звучания данных аккордов.

 

III. Объяснение нового материала.

Сочетание нескольких звуков, которые образуют созвучие или аккорд, называется гармонией.

После мелодии гармония является наиболее важным элементом среди музыкально-выразительных средств. Она дополняет звучание мелодии, придает ей определенного усиления. В песнях она обозначается латинскими буквами.

Посмотрите на нотный текст песни „Распустили кудри девушки”: обозначение Cm D7 - аккордовые.

Давайте подберем на слух II голос знакомой украинской народной песни и выполним ее двумя голосами.

 

Распустили кудри девушки

Украинская народная песня

 

Задушевно, трогательно

 

IV. Разучивание украинской народной песни „Распустили кудри девушки”.

Пусть она растет густая и пышная

Всем неверным ребятам на беду.

Я тебе, моя волшебная вышне,

Сам розы в косы заплету. Дважды

 

Наберу утром, когда росы,

Цветов, что серебрятся в росе.

Что есть лучше за девичьи косы

И розы вплетены в косе? Дважды

 

1. Художественный показ песни.

2. Краткая беседа о жанрах украинских народных песен.

Определяем с учащимися основное содержание текста слов песни, в которых воспевается девичья красота и нежность, доброта и вечность. Коса для девушки когда-то была символом чистоты и невинности. До свадьбы девушки не стригли волосы, а заплетали в длинную косу. Волосы мыли во всяком зелье, чтобы оно было красивое и пахло.

3. Разучиваю песню за нотным текстом, сольфеджуючи, а потом по фразам со словами.

Обращаю внимание на размер, тональность, ритмический рисунок, где встречается целая с точкой, заліговані ноты одинаковой высоты.

Работаю над двоголоссям в припеве.

 

V. Слушание музыки.

1. Беседа.

Сегодня мы продолжим слушать Симфонию № 40 В. А. Моцарта, но больше познакомимся с понятием „симфония”, что означает созвучность, и с ее построением.

Симфония соль минор состоит из четырех частей. Это - сонатно-симфонический цикл классического стиля. Основные разделы сонатной формы - экс-позиция, разработка и реприза.

Экспозиция - это изложение главной и побочной тем.

Разработка - это наиболее напряженный раздел в музыкальной форме.

Реприза - это видоизмененное повторение основных тем экспозиции.

Обратимся к симфонии Моцарта соль минор (№ 40), которая имеет четыре части.

I ч. - Alegro,

II ч. - Andante, которые мы слушали на прошлом уроке.

А сейчас послушаем II и IV части этой симфонии.

Третья часть - оживленный менуэт, хотя и мало похож на танец через свой волевой и энергичный характер.

Четвертая часть - финал, где чувства и настроения роднят его с музыкой И ч. И сама взволнованность главной и света грациозность побочной партий.

(Финал тоже написан в форме сонатного аллегро).

Сейчас послушайте этих две части симфонии и представьте себя дирижерами. (Прием „свободного дирижирования" покажет, как дети умеют передать с помощью движений контрастное звучание - от трепетно-нежного до энергично-мужественного).

- Какой характер менуэта в III ч., какой контраст появляется в средней части?

Музыкальный образ выраженный в финале, какими средствами?

 

VI. Итог урока.