7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 27
Тема урока. Взаимодействие музыкально-выразительных средств. Разучивание песни "На долине туман" Бы. Буевского. Слушание музыки. М. Огинский. "Прощание с родиной"
Цель урока: углублять знания учащихся и умение устанавливать взаимодействие всех средств выразительности; развивать вокально-хоровые навыки, метро-ритмические чувства; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет М. Огинского.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Упражнение на расширение диапазона. Пение по полтона вверх.
2. Сегодня мы на уроке должны исследовать взаимодействие музыкально-выразительных средств. Вы уже знаете, что ни один музыкально-виражальний средство не может выступать отдельно. Общее впечатление от произведения, который воспринимает наш слух, возникает и во взаимодействии всех этих средств и метра и ритма, строя и тембра, темпа и динамики. Осуществим это на мелодичной вправе.
Подвижно
1. Характеристика упражнения (размер, темп, динамика, лад).
2. Сольмізація.
3. Сольфеджування.
III. Разучивание песни „На долине туман” украинского композитора Б. Буевского.
1. Художественный показ песни.
2. Определение жанра песни, характера, лада, размера.
3. Разучиваю песню за нотным текстом, обращаю внимание на синкопований ритм, когда акцент с сильной доли переносится на слабую.
4. Слежу за чистотой интонирования, дикцией, дыханием.
На долине туман
Слова В. Диденко
Музыка Б. Буевского
Подвижно
На долине туман,
На долине туман упал.
Белые ножки в росе,
Белые ножки в росе искупал.
Под гору девчонка шло,
Под гору девчонка шло.
Мак красный в село,
Мак красный в село несло.
На долине туман,
На долине туман упал.
Мак красный в росе,
Мак красный в росе искупал.
За девчонками тем и я,
За девчонками тем и я ступал,
Потому что в долине туман,
Потому что в долине туман растаял.
IV. Слушание музыки.
Сегодня мы послушаем полонез М. Огинского, который получил название „Прощание с родиной”.
Полонез - старинный польский танец торжественного характера, которым открывались танцевальные вечера.
Всю свою творчество М. Огинский посвятил своему народу, его освободительным соревнованием. В дни освободительной борьбы композитор был в рядах повстанцев и вместе с ними должен был оставить борьбу.
Первым произведением, написанным на чужбине, был полонез „Прощание с родиной”. Создан полонез 180 лет назад, он захватывает слушателя яркостью лирических чувств.
М. Огинский родился в 1765 г. близ Варшавы. Автор 40 фортепианных произведений: полонезы, мазурки, вальсы, марши.
- Кто еще из польских композиторов писал такие произведения?
2. Слушания полонеза.
3. Характеристика прослушанного.
- Каков характер произведения?
- Сколько частей имеет музыкальное произведение?
- Можно ли сказать о танцевальность мелодии?
4. Повторное слушание.
V. Итог урока.