Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 2. МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

 

УРОК 99. Функциональная асимметрия мозга

 

Образовательная цель: дать понятие о функциональную специализацию полушарий большого мозга; особенности функциональной асимметрии мозга у разных индивидов.

Основные понятия и термины: функциональная специализация, правое полушарие, левое полушарие, образное мышление, эмоциональность восприятия, логическое мышление, аналитическая деятельность.

Оборудование: таблица «Головной мозг человека», муляж головного мозга человека.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания.

Задача №1.

Укажите правильный ответ («да» или «нет»).

1. Сангвиники эмоционально уравновешены, сдержанные, пассивные, склонны к депрессии.

2. Холерики энергичны, смелы, склонны к решительным действиям.

3. Меланхолики пассивны, мнительны, робкие, молчаливые.

4. Флегматики эмоционально сдержанные, спокойные, настойчивые, постоянные в привычках.

5. Холерик может спокойно разговаривать продолжительное время.

6. Сангвиник может долго заниматься тем же делом.

7. Флегматик всегда доводит дело до конца.

8. Импульсивность характерна людям с меланхолическим типом темперамента.

9. В основе деятельности нервной системы лежат процессы возбуждения.

10. В основе деятельности нервной системы лежат процессы торможения.

11. Слабая сила нервных процессов характерна для людей с сангвиническим типом темперамента.

12. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения характеризует флегматичный тип темперамента.

13. На формирование типа нервной системы влиять нельзя.

14. Тип нервной системы под влиянием внешних условий может значительно варьироваться.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа).

1. На какие части разделяют главный мозг?

2. Строение и функции большого мозга?

3. Где в большом мозга размещена серое и белое вещество?

4. Какие зоны различают в коре большого мозга?

III. Мотивация учебной деятельности.

Нарушение проблемных вопросов: последними исследованиями установлено, что между правым и левым полушариями есть, хоть и незначительная разница в анатомическом и гістологічній строении.

1. Как разница в строении полушарий влияет на психическую деятельность человека?

2. Какая связь существует между функциональной специализацией полушарий и способностями человека?

IV. Изучение нового материала.

1. Функциональная специализация коры большого мозга. (Рассказ с элементами беседы комментирование рисунка в учебнике, составление схемы).

 

 

2. Влияние функциональных особенностей полушарий большого мозга на жизнедеятельность человека. (Рассказ с элементами практических упражнений).

Упражнение №1. Не задумываясь, переплетите пальцы обеих рук. Повторите это несколько раз. Сколько раз не повторялась эта попытка, сверху будет большой палец той же руки, обычно ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Измените положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция требует некоторой подготовки и вызовет ощущение неудобства.

Упражнение 2. Не задумываясь, скрестите руки на груди. Обычно у правшей правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложился позже и оказывается под правым предплечьем. При попытке выполнить это упражнение наоборот она осуществляется медленнее и сопровождается ощущением неудобства.

Упражнение 3. Начните аплодировать. При этом активно перемещается ведущая рука (ударяет о другую руку), вторая остается в том же положении или менее активная.

Вывод: у правшей основные центры (слуховой, двигательный, чтения, письма) расположены в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом полушарии.

3. Согласованная работа полушарий головного мозга. Функциональная полнота и сбалансированность психических процессов. (Рассказ учителя с элементами беседы).

4. Возрастные изменения в структуре полушарий большого мозга. Пластичность мозговой структуры. (Беседа, работа с учебником).

5. Физические травмы мозга и их последствия у детей и взрослых. (Беседа на основе наблюдений учащихся).

V. Закрепление знаний учащихся.

Тесты.

II уровень

I вариант

Выберите функции, на выполнении которых специализируется левое полушарие:

а) ориентация в пространстве;

б) целостное восприятие;

в) речевая деятельность;

г) абстрактное мышление;

д) счет.

II вариант

Правое полушарие головного мозга человека специализируется преимущественно на:

а) языковой деятельности;

б) обеспечении образного восприятие окружающей среды;

в) устной счету и логическому мышлении;

г) ориентация в пространстве;

д) письмо и чтение.

VI. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника. Провести обследование членов своей семьи, установить доминирующую функцию полушарий головного мозга.