Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 2. МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

 

УРОК 100. Индивидуальная особенность поведения человека. Характер человека

 

Образовательная цель: сформировать понятие о характер, его природную основу; показать влияние социальных факторов на формирование личности.

Основные понятия и термины: характер, волевые качества: определенный целостный, смутное нецілісний характер, самовоспитания, чувства.

Оборудование: муляж головного мозга человека, таблица «Головной мозг человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Нарушение проблемных вопросов.

1. В любом случае мы употребляем слово «характер»?

2. Что является биологической основой характера?

3. Какая взаимосвязь существует между:

а) типом нервных процессов и характером; б) домінантністю полушарий большого мозга и характером; в) какую роль играют чувства человека в определении характера?

II. Мотивация учебной деятельности.

Прокомментируйте предложение: Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ ее жизни.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие о характере. Биологическая основа психофизиологической индивидуальности человека. (Беседа, составление схемы).

 

 

2. Основные особенности характера человека. (Самостоятельная работа учащихся с учебником. Заполнить таблицу).

 

Основные особенности характера

Черты характера

1. Отношение к людям

1. Искренность, общительность, замкнутость, откровенность, чуткость, доброжелательность, вежливость, доверчивость.

2. Отношение к себе.

2. Чувство собственного достоинства, скромность, самоуверенность, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм.

3. Отношение к работе.

3.

4. Убеждению.

4.

5. Волевые качества.

5.

 

3. Типы характера. (Объяснение учителя, составление схемы).

 

Характер может быть:

 

а) Определенным

При наличии одного или нескольких главных черт

б) Целостным

Единство мыслей, чувств, поведения

в) Неопределенным

Противоположный определенном

г) Нецілісним

Противоположный целостном

 

4. Формирование характера. Факторы, влияют на формирование характера: наследственность, воспитание, окружение, самовоспитания. (Самостоятельная работа учащихся. Прочитать статью «Как формируется характер человека» и дать ответ на вопрос: от чего зависит формирование характера?).

5. Труд как важнейшее средство воспитание характера. (Беседа с учащимися).

IV. Закрепление знаний учащихся.

1. Внимательно прочитайте предложение: Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильный характер. Как вы понимаете это выражение. Ответ подкрепите примерами.

2. Как вы понимаете выражение: «Посеешь характер - пожнешь судьбу».

3. Еще И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека лишь 1/100 зависит от природы человека и 999/1000 - от окружающей среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании характера, да и сам Сеченов, видимо, не предоставлял именно этим цифрам особого значения. В чем абсолютно прав был И.М. Сеченов?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника. Проанализируйте черты своего характера, составьте программу самовоспитания.