РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
 
Тема 2. 
МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
 
УРОК 100. Индивидуальная особенность поведения 
человека. Характер человека
 
Образовательная цель: сформировать понятие о 
характер, его природную основу; показать влияние социальных факторов на 
формирование личности.
Основные понятия и термины: характер, 
волевые качества: определенный целостный, смутное нецілісний характер, самовоспитания, 
чувства. 
Оборудование: муляж головного мозга 
человека, таблица «Головной мозг человека».
Структура урока, основное содержание и 
методы работы
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
Нарушение проблемных вопросов.
1. В любом случае мы употребляем слово 
«характер»?
2. Что является биологической основой 
характера?
3. Какая взаимосвязь существует между:
а) типом нервных процессов и 
характером; б) домінантністю полушарий большого мозга и характером; в) какую роль 
играют чувства человека в определении характера?
II. Мотивация учебной деятельности.
Прокомментируйте предложение: Характер 
формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает 
условия и образ ее жизни.
III. Изучение нового материала.
1. Понятие о характере. Биологическая 
основа психофизиологической индивидуальности человека. (Беседа, составление схемы).
 

 
2. Основные особенности характера 
человека. (Самостоятельная работа учащихся с учебником. Заполнить таблицу).
 
 
  | 
   Основные особенности характера 
   | 
  
   Черты характера 
   | 
 
 
  | 
   1. Отношение к людям 
   | 
  
   1. Искренность, общительность, 
 замкнутость, откровенность, чуткость, доброжелательность, вежливость, 
 доверчивость. 
   | 
 
 
  | 
   2. Отношение к себе. 
   | 
  
   2. Чувство собственного достоинства, скромность, 
 самоуверенность, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм. 
   | 
 
 
  | 
   3. Отношение к работе. 
   | 
  
   3. 
   | 
 
 
  | 
   4. Убеждению. 
   | 
  
   4. 
   | 
 
 
  | 
   5. Волевые качества. 
   | 
  
   5. 
   | 
 
 
3. Типы характера. (Объяснение 
учителя, составление схемы).
 
Характер может быть:
 
 
  | 
   а) Определенным 
   | 
  
   При наличии одного или нескольких 
 главных черт 
   | 
 
 
  | 
   б) Целостным 
   | 
  
   Единство мыслей, чувств, поведения 
   | 
 
 
  | 
   в) Неопределенным 
   | 
  
   Противоположный определенном 
   | 
 
 
  | 
   г) Нецілісним 
   | 
  
   Противоположный целостном 
   | 
 
 
4. Формирование характера. Факторы, 
влияют на формирование характера: наследственность, воспитание, окружение, 
самовоспитания. (Самостоятельная работа учащихся. Прочитать статью «Как формируется 
характер человека» и дать ответ на вопрос: от чего зависит формирование 
характера?).
5. Труд как важнейшее средство 
воспитание характера. (Беседа с учащимися).
IV. Закрепление знаний учащихся.
1. Внимательно прочитайте предложение: 
Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может 
создать сильный характер. Как вы понимаете это выражение. Ответ подкрепите 
примерами.
2. Как вы понимаете выражение: «Посеешь 
характер - пожнешь судьбу».
3. Еще И.М. Сеченов утверждал, что в 
характере человека лишь 1/100 зависит от природы человека и 999/1000 - от 
окружающей среды. Можно не соглашаться с таким соотношением 
природного и социального в формировании характера, да и сам Сеченов, видимо, не 
предоставлял именно этим цифрам особого значения. В чем абсолютно прав был И.М. 
Сеченов?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с 
учебника. Проанализируйте черты своего характера, составьте программу 
самовоспитания.