РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 2.
МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
УРОК 100. Индивидуальная особенность поведения
человека. Характер человека
Образовательная цель: сформировать понятие о
характер, его природную основу; показать влияние социальных факторов на
формирование личности.
Основные понятия и термины: характер,
волевые качества: определенный целостный, смутное нецілісний характер, самовоспитания,
чувства.
Оборудование: муляж головного мозга
человека, таблица «Головной мозг человека».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
Нарушение проблемных вопросов.
1. В любом случае мы употребляем слово
«характер»?
2. Что является биологической основой
характера?
3. Какая взаимосвязь существует между:
а) типом нервных процессов и
характером; б) домінантністю полушарий большого мозга и характером; в) какую роль
играют чувства человека в определении характера?
II. Мотивация учебной деятельности.
Прокомментируйте предложение: Характер
формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает
условия и образ ее жизни.
III. Изучение нового материала.
1. Понятие о характере. Биологическая
основа психофизиологической индивидуальности человека. (Беседа, составление схемы).
2. Основные особенности характера
человека. (Самостоятельная работа учащихся с учебником. Заполнить таблицу).
Основные особенности характера
|
Черты характера
|
1. Отношение к людям
|
1. Искренность, общительность,
замкнутость, откровенность, чуткость, доброжелательность, вежливость,
доверчивость.
|
2. Отношение к себе.
|
2. Чувство собственного достоинства, скромность,
самоуверенность, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм.
|
3. Отношение к работе.
|
3.
|
4. Убеждению.
|
4.
|
5. Волевые качества.
|
5.
|
3. Типы характера. (Объяснение
учителя, составление схемы).
Характер может быть:
а) Определенным
|
При наличии одного или нескольких
главных черт
|
б) Целостным
|
Единство мыслей, чувств, поведения
|
в) Неопределенным
|
Противоположный определенном
|
г) Нецілісним
|
Противоположный целостном
|
4. Формирование характера. Факторы,
влияют на формирование характера: наследственность, воспитание, окружение,
самовоспитания. (Самостоятельная работа учащихся. Прочитать статью «Как формируется
характер человека» и дать ответ на вопрос: от чего зависит формирование
характера?).
5. Труд как важнейшее средство
воспитание характера. (Беседа с учащимися).
IV. Закрепление знаний учащихся.
1. Внимательно прочитайте предложение:
Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может
создать сильный характер. Как вы понимаете это выражение. Ответ подкрепите
примерами.
2. Как вы понимаете выражение: «Посеешь
характер - пожнешь судьбу».
3. Еще И.М. Сеченов утверждал, что в
характере человека лишь 1/100 зависит от природы человека и 999/1000 - от
окружающей среды. Можно не соглашаться с таким соотношением
природного и социального в формировании характера, да и сам Сеченов, видимо, не
предоставлял именно этим цифрам особого значения. В чем абсолютно прав был И.М.
Сеченов?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Проанализируйте черты своего характера, составьте программу
самовоспитания.