РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 2.
МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
УРОК 98. Индивидуальные особенности
поведения человека. Типы темперамента
Образовательная цель: ознакомить с
основными типами высшей нервной деятельности, показать взаимосвязь между типами
нервной системы и темпераментами.
Основные понятия и термины:
темперамент, типы нервной системы, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
(Беседа).
1. Что такое личность?
2. Что является биологической основой
психофизиологической индивидуальности человека?
3. В чем индивидуальность человека
проявляется морфологически?
4. В чем индивидуальность
определяется функционально?
II. Изучение нового материала.
1. Биологические основы психической
индивидуальности человека. (Рассказ учителя).
2. Типы нервной системы. (Рассказ
учителя с элементами беседы). Самостоятельная работа учащихся с учебником.
(Закончить таблицу).
И тип
|
Большая сила и подвижность нервных
процессов. Уравновешенность возбуждения и торможения. Это живой тип нервной
системы.
|
II тип
|
Большая сила, но малая подвижность
(инертность) нервных процессов. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Это спокойный тип нервной системы.
|
III тип
|
Большая сила, подвижность, но
неуравновешенность (преобладают процессы возбуждения над торможениями). Это
неуравновешенный тип нервной системы.
|
IV тип
|
Слабость нервных процессов, их
неустойчивость. Это слабый тип нервной системы.
|
3. Типы темперамента, их
соответствие типам нервной системы.
Практическая работа №9
Тема. Определение типа темперамента.
Цель: научиться определять тип
темперамента, пользуясь кругом Айзенка.
Оборудование: круг Айзенка.
Ход работы
Задача 1. Внимательно прочитайте черты
разных типов темпераментов, что перечисленные в круге Айзенка.
Задание 2. Поставьте знак «+»,
если такая черта темперамента вам присуща.
Задача 3. Сделайте подсчеты
баллов (плюсов), данные занесите в таблицу.
Количество баллов
|
Тип темперамента
|
Меланхолик
|
Флегматик
|
Холерик
|
Сангвиник
|
|
|
|
|
Задача 4. Установите, черты которых
типов темпераментов вы имеете. Какой тип темперамента преобладает?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 5. Сделайте вывод,
приняв определенное решение, составив план действий по самосовершенствованию.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
III. Закрепление знаний учащихся.
Самонаблюдение. Определение силы
нервной системы.
1. Поставьте в каждом квадратике
максимальное количество точек. За 30 секунд - по 5 секунд на каждый
(сосредоточьтесь, не делайте перерыва).
2. Подсчитайте количество точек в
каждом квадратике.
3. Отметьте результаты исследований в
системе координат.
4. Соединив вершины
перпендикуляров, получите кривую результатов, по характеру которой можно говорить
о силе нервной системы. Выпуклая линия - сильная нервная система, ровная линия -
нервная система средней силы, вогнутая линия - средне-слабая нервная
система, нисходящая линия - слабая нервная система.
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Составить план влияния на формирование
нервной системы.