Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 2. МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

 

УРОК 98. Индивидуальные особенности поведения человека. Типы темперамента

 

Образовательная цель: ознакомить с основными типами высшей нервной деятельности, показать взаимосвязь между типами нервной системы и темпераментами.

Основные понятия и термины: темперамент, типы нервной системы, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа).

1. Что такое личность?

2. Что является биологической основой психофизиологической индивидуальности человека?

3. В чем индивидуальность человека проявляется морфологически?

4. В чем индивидуальность определяется функционально?

II. Изучение нового материала.

1. Биологические основы психической индивидуальности человека. (Рассказ учителя).

2. Типы нервной системы. (Рассказ учителя с элементами беседы). Самостоятельная работа учащихся с учебником. (Закончить таблицу).

 

И тип

Большая сила и подвижность нервных процессов. Уравновешенность возбуждения и торможения. Это живой тип нервной системы.

II тип

Большая сила, но малая подвижность (инертность) нервных процессов. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это спокойный тип нервной системы.

III тип

Большая сила, подвижность, но неуравновешенность (преобладают процессы возбуждения над торможениями). Это неуравновешенный тип нервной системы.

IV тип

Слабость нервных процессов, их неустойчивость. Это слабый тип нервной системы.

 

3. Типы темперамента, их соответствие типам нервной системы.

 

Практическая работа №9

Тема. Определение типа темперамента.

Цель: научиться определять тип темперамента, пользуясь кругом Айзенка.

Оборудование: круг Айзенка.

Ход работы

Задача 1. Внимательно прочитайте черты разных типов темпераментов, что перечисленные в круге Айзенка.

 

 

Задание 2. Поставьте знак «+», если такая черта темперамента вам присуща.

Задача 3. Сделайте подсчеты баллов (плюсов), данные занесите в таблицу.

 

Количество баллов

Тип темперамента

Меланхолик

Флегматик

Холерик

Сангвиник

 

 

 

 

 

Задача 4. Установите, черты которых типов темпераментов вы имеете. Какой тип темперамента преобладает?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Задание 5. Сделайте вывод, приняв определенное решение, составив план действий по самосовершенствованию.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

III. Закрепление знаний учащихся.

Самонаблюдение. Определение силы нервной системы.

1. Поставьте в каждом квадратике максимальное количество точек. За 30 секунд - по 5 секунд на каждый (сосредоточьтесь, не делайте перерыва).

 

 

2. Подсчитайте количество точек в каждом квадратике.

3. Отметьте результаты исследований в системе координат.

 

 

4. Соединив вершины перпендикуляров, получите кривую результатов, по характеру которой можно говорить о силе нервной системы. Выпуклая линия - сильная нервная система, ровная линия - нервная система средней силы, вогнутая линия - средне-слабая нервная система, нисходящая линия - слабая нервная система.

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Составить план влияния на формирование нервной системы.