Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 2. О сущности и существовании человека

Диалектика трансцендування, творчество и самосозидания

Переход от творчества к самосозиданию, когда человек выходит из прошлого состояния и оказывается в новой структуре, отмечает сферу трансценденции и является опытом трансцендування. Трансцендування человека осуществляется через взаимодействие противоположностей, которые пересекаются в ней. Это - конечность и бесконечность, постоянство и изменения, связь с реальностью и стремление к идеалу, отражение существующего положения вещей и рефлексия относительно соответствующего состояния и т.д. В процессе трансцендування человек должен, с одной стороны, постоянно подвергать отрицанию свои предыдущие состояния, отказываясь от ограничительных ее мировоззрения пересудов, идолов, предрассудков, а с другой - постоянно заботиться о сохранении преемственности прошлых и будущих состояний, об относительной константність своей личности. Она имеет также находить единственно верный путь между Сциллой и Харибдой противоречивых воздействий, должен решать противоречия, не становясь на сторону одной из них. В конце концов, живет человек в мире, который постоянно меняется, и постоянно должна эти изменения в мире учитывать с целью достижения устойчивости перед лицом временных явлений.

 

Трансценденталії - это свойства сущего, необходимо присущие ему. Есть такими, которые выходят за рамки. Это единое, истина, благо. Трансцендентальный - это то, что предопределяет возможность познания и отвечает на вопрос «Как возможно познание?» Трансцендентное - то, что лежит за пределами сознания и познания. К. Ясперс считал, что путь трансценденции - это путь от того, что можно охватить умом, к тому, что выходит за его пределы. Экзистенциалисты А. Камю и Ж.-П. Сартр называли трансцендентное Ничто, через которое осуществляется человеческая свобода и является необходимым условием спонтанного созидания человеком самого себя. Для Фромма том, что человек испытывает постоянную потребность трансцендування, способствует ее превышению своего положения пассивной существа. Хайдеггер понимал трансцендентности как фундаментальную характеристику человека, что дает ей возможность преодолевать предметный мир повседневности. Приведенные примеры свидетельствуют, что именно трансценденталії обозначают буттєве, а не привычное, предметное место человека в мире.

Мы не однократно говорили о том, что человек существо метафизическая, то трансцендентальная. И отмечали, что исключительность человека не мистическая, а содержится в личностном усилии человека, в его бессмертной способности познавать себя и мир и таким образом творить действительность, быть как Творец. Трансцендування - это такое состояние, в котором человек созерцает безусловное не со стороны, а умозрительно, предельно, якобы вся есть в бытии, полностью погрузившись своим мнением в основание. Когда понимание человеком себя и мира совпадает с собственно миром, с сущностью как таковой, человек не находит себе места в существующем мире, а выходит за пределы предметной реальности, постоянно преодолевая ее. Мгновение непрерывного выполнения своего локального пространства дает возможность человеку быть больше себя - одноразовую. И быть такой не частично, а целиком. В таком завершенном виде человек утверждает свою «неприкосновенность» (уникальность) и неспособность определить ясно и однозначно самую неповторимость (вечность).

В диалектике трансцендування важно уловить, что процесс трансцендування не делает человека другим, она не становится другой, а наоборот, трансцендування удерживает человека, укрепляет ее на правах существа «верной», «прочной». Именно через трансцендування человек утверждает преданность своему положению быть собой (небытием) и узнавать больше в себе (бытия). Выступая стержнем мысли, человек охватывает собой все человеческое, чувственное и через себя передает безусловное, сверхчувственное. Такой непосредственный состояние перевоплощает человека сразу и не где, а везде, оставляя ее изначальную сущность неизменной. Можно сказать, что в процессе трансцендування человек перевоплощается из абсолютного (окончательного) нуля на совершенный (бесконечный) ноль.

Постоянное выстраивание своей сущности - является служением безусловном и это креативный акт. Очеловечивание абсолютного - это сопротивление своему внутреннему миру и является «застреванием» в имманентному Касания к сущности как таковой происходит «не по-человечески» (без человека). Для человека не естественно уничтожать предметные границы и в этом заключается ее причастность Другом. В то же время человек не может избавиться от уничтожения (конечности), ибо только так имеет основания своего осуществления. Человек всегда разрушает, не будучи настроенной на уничтожение. А неналаштованість на уничтожение - это настроенность на вечность, в процессе познания которой необходимым является момент исторического развертывания. Поэтому выход в вечность или, иначе говоря, процесс самосозидания странный, не перегружен предметностью, привычностью. Каждый акт самосозидания действует на основании самого себя, начинает все с начала, не помня себя предыдущего. М. Мамардашвили называл личными только смерть и осмысления, поэтому созидание себя личностью является не простым опытом творчества (искусства), а искусством постоянно быть «дырявой», цельным, кстати, неповторимым, воскресшим.

Итак, опыт трансцендування возможен лишь тогда, когда человек не наследует кого-то или что-то, а выполняет свое истинное предназначение. Творит не только предметы культуры, а еще и себя. И делает это самостоятельно, ответственно и последовательно через самоотречение.

Диалектика трансцендування дает возможность осмыслить соотношение творчества и самосозидания.

Творчество - согласно нормативного определения, является продуктивной деятельностью с целью свободы и обновления, когда внешняя детерминация человеческой активности сменяется внутренним самоопределением. Это продуцирование новых результатов. Платон отмечал, что творчество - это превращение небытия в бытие. Эта идея нашла отклик в христианском мировоззрении как «творение из ничто», которое оправдывало идею божественного творения мира в сфере чистого духа. Аристотель считал, что бытийная определенность творчества проявляется в факте жизнедеятельности, которая при всех индивидуальных, неповторимых вариациях имеет общечеловеческие черты, характеризуется универсальностью и не оберненістю часового, темпорального процесса. Кант и Гегель связывали творчество с диалектикой свободы и необходимости в философии Бердяева творчество рассматривали с точки зрения восхождения в высшие измерения бытия, раскрытие бесконечности.

Принято считать высшим проявлением творчества гениальность, которая вмещает в себе талант. Гениальность иногда отождествляют с безумием за то, что гений ломает рамки объективности и тяготеет к универсальности, а талант, который с греческого переводится как «весы», оказывается в пределах универсальности и тяготеет к объективности.

Творчество всегда направлено на внешний мир и имеет отношение к природным измерений человека. Самосозиданию имеет отношение к метафизике человека. Это созидание себя как личности, форма самоопределения себя как безусловной сущности. Изменение мира своего Я не в цепочке причинно-следственных связей, не в предметном мире, а «Другая смена», самопричинний переход в себе, согласно познавательных способностей человека. Когда речь идет о самосозидания, разграничение на гениальность и талант является неуместным, поскольку развитие себя до уровня личности не нуждается творческого вдохновения, подъема, особой собранности, обстоятельств, замысла, напряжение психических сил, а является изначальным познавательной способностью человека как человека и его абсолютным долгом. Поэтому самосозиданию - это закон человечества, беспроблемное усилия мысли непосредственно утверждать особенное в себе и быть носителем мира.